Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в комбинированной группе в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».
Составила воспитатель Фоменко Лариса Васильевна.
Возраст детей 6 – 8 лет
Тема: «Добрые друзья». По сказке П. Ершова «Конек горбунок»
Задачи:
- Развивать коммуникативные умения: речевое взаимодействие, умение договариваться, слушать друг друга, не перебивая, выражать свое мнение, обращаться за помощью к присутствующим взрослым;
- Закреплять слова, способствующие пониманию доброты, проявлению и выражению доброго отношения друг другу;
- Формировать умение целенаправленно действовать в коллективе, достигать результата;
- Воспитывать уважительное отношение к ценностям родного края.
Демонстративный материал: Жар-птица, иллюстрации конька горбунка и Иванушки, нарисованное на ватмане дерево, мяч.
Раздаточный материал: зеленые листочки из бумаги, оранжевые кружки из бумаги; гофрированная бумага, порезанная на квадратики 1см на 1 см., вырезанные из картона перья, пластилин, клей, смайлики с изображением настроения, дневники достижений, наклейки.
Индивидуальный подход состоит в том, что воспитатель задает вопросы разного уровня сложности, учитывая уровень коммуникации ребенка с ЗПР; вводит ребенка с РАС на осуществление продуктивной деятельности, учитывает сложности в понимании слов русской речи у ребенка с языковым барьером.
Настрой на деятельность. Игра «добрый круг».
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, посмотреть, как вы играете. Давайте поздороваемся с гостями. Возьмемся за руки и встанем в дружный круг.
Ты мой друг и я твой друг
Все мы встали в дружный rруг
К кому мяч в руки попадет,
Тот имя друга назовет.
( Дети передают мяч и называют имя своего друга. При необходимости, воспитатель задает вопросы. Заканчивает игру воспитатель: «Вы все мои друзья», называет детей по имени).
Воспитатель: здесь собрались друзья. Я вас приглашаю посетить волшебную поляну, вы согласны? (предполагаемые ответы «Да»). Это просто.
Раз, два повернись,
на волшебной поляне очутись!
(дети поворачиваются)
Воспитатель: мы с вами оказались на волшебной поляне. На доброй поляне растет дерево
Доброты. Каждую осень листья с этого дерева опадают, а каждую весну появляются новые листочки. Не простые листья, а добрые. Листья еще не появились. Хотите помочь Добрым листьям появиться? (предполагаемые ответы «Да»). Приклеивая на дерево листочек, нужно сказать доброе слово или написать. В этом вам помогут наши гости. Подойдите к ним и попросите написать слово, которое скажете.
(деятельность детей и взрослых)
Воспитатель: мы все молодцы, помогли дереву зазеленеть. После того, как на дереве появляются добрые листочки, появляются добрые плоды. Это плоды Дружбы. Хотите помочь им появиться? (предполагаемые ответы «Да»). Посмотрите, у меня плоды, на которых написаны слова, выберите только те слова, которые помогают дружить.
Воспитатель читает, а дети по очереди приклеивают плоды на дерево.
Скромность, взаимопомощь, злость, хитрость, милосердие, надежность,, зависть, доброта, верность, жадность, согласие, трусость, искренность, честность.
Воспитатель: вот и появились на дереве плоды Дружбы. И на это дерево прилетает птица, чтобы поесть и отдохнуть.
( воспитатель садит Жар- птицу на дерево)
Воспитатель: Вы узнали сказку? (предполагаемые ответы: Да. «Конек Горбунок»). Тогда ответьте на вопросы, которые я вам задам. Отвечает на вопрос только тот, у кого мяч.
Кто написал сказку «Конек Горбунок»?
Иванушку и конька можно назвать друзьями? Почему?
Какие задания давал царь Иванушке?
За что был наказан кит?
Кто наказал кита?
Где Иванушка взял перо Жар - птицы?
Воспитатель: Ребята, существует поверье, что найти перо птицы – к счастью, его надо бережно хранить.
С помощью пера Жар- птицы можно найти клад или предмет, который потерялся. Говорят, что у того, кто найдет перо Жар птицы, исполнятся все желания и Жар птица – и прилетит на зов помощи. А еще перо дарили друзьям, родным и близким людям, чтобы царила в доме уважение, любовь и доброта.
Вы отлично ответили на все вопросы, и за это от Жар-птицы вы получаете по перу.
(Раздать подготовленные заранее картонные перья)
Воспитатель: Жар птица – это сказочная птица, ее красота зависит от красоты перьев. Хотите, чтобы у вас перо стало красивым, как у сказочной птицы? (предполагаемые ответы: Да, хотим). Что для этого надо сделать? (предполагаемые ответы: украсить )
Воспитатель: Для того, чтобы перо получилось объемным, красивым, я приготовила различные материалы, которыми вы можете использовать (гофрированную бумагу и пластилин). Вы можете сделать для себя волшебное перо.
(деятельность детей. Введение в деятельность ребенка с РАС. Работа вместе.)
В ходе выполнении работы воспитатель побуждает делиться материалом, задает вопросы: что ты делаешь, что будешь делать потом? Что тебе нужно для работы? Бумагу, какого цвета ты возьмешь?
Рефлексия.
Воспитатель: Как вы считаете, вы справились? какие трудности у вас были в работе? (Рассматривание перьев)
Воспитатель: Почему все перья получились разные? (Предполагаемые ответы: нет одинаковых перьев, потому, что каждый украшал так, как представлял).
Воспитатель: Что ты будешь делать с пером? (Предполагаемые ответы: положу в шкатулку, поставлю в вазу, на полку, подарю маме, буду искать клад, загадаю желание…)
Воспитатель: Какое желание ты хочешь, чтобы выполнило перо? Кому бы ты подарил перо? С как настроением вы закончили работу? Выберите смайлик настроения.
(Дети выбирают смайлики и объясняют свой выбор)