Открытое занятие подготовительной группы «Сказка»
Образовательная область: Познавательное развитие
Тема: Обитатели морей и океанов.
Дата проведения: 15 октября 2021г.
Разработала воспитатель: Чумакова О. В.
Цель: познакомить детей с обитателями морей и океанов.
Задачи:
Обучающие:
- расширить представления детей об обитателях морских глубин;
- познакомить с понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»; об уникальности каждого вида.
- учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, образовывать притяжательные прилагательные, совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие:
- развивать связную речь посредством беседы о рыбах, активный и пассивный словарь детей,
- совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы,
- формировать умение размышлять, логическое мышление, творческое воображение;
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.
Оборудование: иллюстрации с изображением обитателей морей и океанов, энциклопедия с иллюстрациями рыб, разрезанные картинки.
Ход занятия
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Ребята, я хочу вам показать одного удивительного человека. Кто-нибудь знает кто это? – Это Жак - Ив Кусто - известный французский исследователь океанов. Его можно считать первым путешественником по подводному миру. Жак - Ив Кусто первым проводил подводные киносъёмки.
- Команда Кусто оставила после своих путешествий, людям всей Земли большое богатство: фильмы о тайнах морей и океанов, о богатстве подводного мира, чтобы люди знали, свою Землю.
-А также Кусто изобрел акваланг.
-Кто из вас смотрел фильмы о путешествии команды Кусто? (Ответы детей).
- Ребята, сегодня я хотела бы вам предложить отправиться в экспедицию по океану вместе с командой Жак - Ив Кусто изучать морской мир. Вы хотите исследовать океа
- Ну, что же, тогда представьте, что мы в исследовательской команде, Много тайн хранят океаны. Это страна невероятных чудес, даже ученые далеко не все знают о морях и океанах.
Основная часть.
-Ребята, а что нужно взять с собой чтобы отправиться в экспедицию? – А как вы думаете, обязательно ли брать в путешествие карту?
- Ребята, посмотрите на карту. Большую часть поверхности Земли занимает вода. - Каким цветом изображены моря и океаны на карте? (Синим, голубым)
Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине.
А кто знает сколько существует океанов? Океанов всего 5: Тихий, Индийский, Атлантический, Южный и Северный Ледовитый. Морей на нашей планете гораздо больше: (Средиземное, Черное, Красное, Азовское, Мертвое и другие).
-Наверняка вы были на море, а кто пробовал, какая морская вода на вкус? -(соленая)
Давайте подойдем к столу и исследуем морскую воду. Итак: морская вода соленая.
- А можно ли ее пить? -А где можно применять морскую воду? есть ли польза в морской воде?
- Морская вода очень полезна для взрослых и детей.
- Ею можно полоскать горло.
- С ней принимают лечебные ванны.
- Из морской воды добывают морскую соль.
- В морской воде содержится йод.
- Очень полезно в морской воде купаться, но пить морскую воду нельзя.
- Давайте рассмотрим соль и проведем несколько экспериментов.
Опыт №1 «Из чего состоит соль».
Пододвиньте тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на что? -порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)
Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки.
Вывод: Соль состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт №3 «Морская вода»
Давайте превратим пресную воду в морскую, чтобы сделать настоящею морскую воду нужно добавить несколько ложек морской соли. Что происходит с солью?
Вывод: при взаимодействии с водой соль растворяется и насыщается солью.
Есть еще удивительное свойство морской воды, говорят, что на море легче научиться плавать почему? Вода держит.
Опыт №5 «Морская вода может держать на поверхности предметы»
Для опыта взяли 2 картошки и два стакана с водой. Налили воду пресную и морскую. Положили в обе кружки картошки, там, где была солёная вода, картошка всплыла, а где нет – утонула.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности.
-А, как вы думаете с помощью чего, можно опуститься на морское дно? (ответы детей)
Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Батискаф — это такой большой железный аппарат с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)
-Нам пора отправимся на научно-исследовательском батискафе «Искатель» изучать морские глубины. Проходите в наш батискаф.
Все девчонки и мальчишки,
Знаю, очень любят книжки.
Любят сказки про моря,
Там, где солнце не сияет,
Мир подводный обитает.
Но о нем никто не знает,
Всяк попасть туда мечтает.
Нам предстоит увидеть подводных обитателей и богатства морского дна. Ну что искатели, занять места. Судно готово к погружению. Морские волны качают его (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся.
1 -2 -3 – все замрём!
В мир подводной попадём.
Сейчас начнутся чудеса!
Надо только закрыть глаза.
Детский сад наш изменился,
В дно морское превратился.
Давайте посмотрим в наши иллюминаторы.
- Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит). А что вы знаете о китах?
1 Ребёнок: - Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Синий кит может вырастать до 30 м в длину и весить 150 т. Он встречается практически во всем Мировом океана. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом. Жить они предпочитают в одиночестве, потому что нескольким китам трудно прокормиться на одной территории. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту. На спине у него находятся ноздри и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара с водой.
- Молодец! Очень интересно!
- Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. Да это же.(Дельфин).
2 Ребёнок: - Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные и быстрые животные.
- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!
Воспитатель: – Молодец!
- Что-то задержались мы на верхнем этаже.
Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.
- Ой, кто же это плывёт? - Хищная большая рыба налетела словно глыба.
- Акулы могут напасть на человека? Дети: - Да.
3 Ребёнок: - Акула — это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. В отличие от китов акулы дышат жабрами. Питаются животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, белая акула и самая большая китовая акула.
- Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается.
Посмотри скорей вокруг!
Что ты видишь, милый друг?
Плывёт морской конёк сюда.
Вот медуза, вот кальмар
А вот это – рыба шар.
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
Что мы знаем об осьминоге?
4 Ребёнок: - У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где, не спеша поедают. А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя. По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок. Среди осьминогов есть очень ядовитые.
-Сможем ли мы дышать под водой?
Воспитатель: - что нужно надеть чтобы выйти из корабля?
Дети: - Надеть акваланги, водолазные костюмы.
Воспитатель: - Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов).
Выходим из корабля. Как здесь красиво. (Композиция из песка)
-Посмотрите к нам приближается снова осьминог. Превращаемся все скорей в осьминогов. Давайте пошевелим своими щупальцами.
Физминутка
Я сам себя не узнаю:
Менять свой цвет не устаю.
Был в горошек час назад,
А сейчас я полосат.
Подплываю я к кораллам –
Становлюсь я алым – алым.
Вот я клоун – осьминог –
Восемь разноцветных ног!
Стать могу чернее ночи –
Свет гаси. Спокойной ночи!
Воспитатель: - Ой, я что-то заметила среди водорослей. (Показ картинки рыбы). Кто это? Дети: - Рыба- клоун. Домом для этой рыбы служит морское растение актиния с ядовитыми щупальцами защищает рыбок от врагов.
Воспитатель: - Давайте поиграем с рыбкой.
Передаём её друг другу, и называем ее части. (Дети в кругу, передавая друг другу рыбку.)
- У рыбы есть:- голова.- хвост.- жабры.- брюшко.- плавники. - кости.- чешуя.- икринки.- плавательный пузырь.- туловище.- глаза. – рот.
Воспитатель: - Молодцы, отпустим рыбку плавать. Вот каких удивительных животных мы с вами встретили. Вот мы и оказались на морском дне.
- Посмотрите, какие здесь красивые кораллы! Кораллы – это животные организмы, полипы. Полип вырабатывает известковое вещество, из которого состоит скелет. А вот это скелет кораллового полипа.
А что это за деревья такие огромные на дне морском, целый лес? (Это водоросли.) А вы знаете, ребята, что морские водоросли очень полезны? Среди них есть морская капуста, которую мы едим.
Рыбки умеют хорошо прятаться, и маскироваться в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у водорослей так, что их будет совсем не видно.Это рыба-игла среди морских трав.
Кто может зарыться в песок, Скат. Посмотрите кто еще обитают на дне? Различные моллюски: морская звезда, морской еж, краб отшельник.
-А вот посмотрите кто проплывает? Медуза.
6 Ребёнок: - Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля. Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания — это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Увеличиваются в размерах медузы всю жизнь, а их размер зависит от вида. Есть — маленькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Питаются медузы мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами.
- А вот медузами питаются морские черепахи.
Воспитатель: - Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль. Снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов) и всплываем.
1 -2 - 3 – все замрём!
В детский сад мы попадём!
Воспитатель: - А какие группы можно разделить морских обитателей? На три: на рыб, на животных млекопитающих и на моллюсков.
Давайте подойдем к нашей научной лаборатории. Садитесь на стульчики, и как настоящие исследователи давайте сделаем научные выводы.
- Вам понравилось изучать океаны?
- А скажите зачем нам нужно изучать океан???
- А что дает нам океан? Пищу рыбу, водоросли, красоту. Запасы воды.
- А есть ли проблемы у океана? Какие? (загрязнение нефтью, плавают нефтяные пятна от этого погибает и уменьшается фито и зоопланктон, много мусора выбрасывают с кораблей, и мусор и отходы плавают по поверхности, особенно жаль черепах они принимают мусорные пакеты за медуз и поедают пакету и погибают.)
Скажите, а как мы люди можем помочь океану?
-А что нового вы узнали в нашей экспедиции?
А что бы вам еще хотелось бы исследовать?
Итог.
Вы все большие молодцы.
Любите дети природу:
Реки, озёра, моря,
О ней проявляйте заботу -
Будут тогда чудеса.Начало формы
А в свободное время можно пофантазировать и выложить из этого замечательного конструктора морских обитателей, которые вам больше всего понравились.