Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7643 Методическая разработка. Проект «Использование нейро-игр и упражнений в коррекционно-логопедической работе учителя-логопеда»

Опубликовано 27.12.2022

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №1 Тайгинского городского округа


 

Проект

«Использование нейро-игр и упражнений

в коррекционно-логопедической работе учителя-логопеда»

СКАЧАТЬ (полный материал)

 


 

                                                                                       Составитель:

                                                                                      Беляева Елена Евгеньевна,

                                                                      учитель-логопед

 

 

 

 

г. Тайга, 2022г.

Содержание

Паспорт проекта………………………………………………………………3

Введение………………………………………………………………………5

Понятийный словарь…………………………………………………………8

Этапы реализации проекта……………………………………………………9

 Календарно-тематическое планирование в рамках проекта на 2021-2022 учебный год……………………………………………………………………11

Заключение........................................................................................................15

Список литературы...........................................................................................16

Приложение…………………………………………………………………...17


 

Паспорт проекта

Наименование проекта 

«Использование нейроигр и упражнений

в коррекционно-логопедической работе учителя-логопеда»

 Основные разработчики проекта

Беляева Елена Евгеньевна

Цель и задачи проекта

Цель: Создать условия для формирования правильного речевого и психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, через использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнстаики

Задачи:

1. Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических и нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми, имеющими речевые нарушения;

2. Определить эффективность использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми-логопатами старшего дошкольного возраста;

3. Сформировать комплексы кинезиологических упражнений и нейрогимнастики для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста,

4. Внедрить комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений в коррекционную работу по развитию речи у детей.

Тип проекта

 Коррекционный, долгосрочный.

Сроки и этапы реализации проекта

2021-2022 уч. г.

Перечень основных мероприятий

1этап- подготовительный (сентябрь 2021-октябрь 2021)

-диагностическое обследование детей подготовительной к школе группы;

-разработка методического комплекса, состоящего из картотеки дидактического материала нейроигр и кинезиологических пособий, нейроклассиков и т. д.;

-разработка, дополнение и внесение корректировки в конспекты занятий по развитию речи с использованием нейроигр и кинезиологических упражнений;

2этап-основной (октябрь 2021г -февраль2022г)

-поэтапное обучение дошкольников приемам кинезиологических упражнений и нейроигр;

-оформление консультаций для ознакомления родителей и педагогов с нейроиграми и упражнениями;

- обмен опытом на педагогическом семинаре-практикуме с методической разработкой. Мастер-класс: «Нейропсихологический подход в работе с детьми в коррекционно-логопедической работе учителя-логопеда»

-презентация проекта на III Всероссийском баркемпе

«Дошкольное образование: инновационные проекты и эффективные практики» 

(г. Кемерово, КРИПКиПРО; 17–18 марта 2022 года)

-демонстрация в занятий по использованию нейроигр и упражнений, в сети интернета;

3этап –заключительный (март2022 –апрель 2022)

-рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы;

-организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

-анализ проведенного проекта

 

 

 

Исполнители проекта и основных мероприятий

- учитель-логопед;

-воспитанники подготовительной к школе группы;

-родители (законные представители) воспитанников.

Ожидаемые конечные результаты проекта

     Использования кинезиологических упражнений и нейроигр в системе логопедических занятий раскроет и разовьет не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и ускорит процесс исправления недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников, что актуально в условиях подготовительной группы.

 

 

«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения»

Ж. Тассо.

 

Введение

В последние годы значительно увеличилось количество детей логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В   системе   дошкольного   образования    наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с речевой патологией также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской,                   Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).

Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

 Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастики) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

 Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.

Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.

Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна и для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Проблема заключается в том, что с каждым годом растет число детей с речевыми нарушениями.

Актуальность заключается в том, что становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми –логопатами инновационных образовательных технологий.

Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе.

Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательную кинезиологию и нейрогимнастику необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии.

-Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

-Принцип активности - предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

-Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.

-Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

-Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

-Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.