Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7740 "Здоровый ребенок - это здорово"

Опубликовано 09.02.2023

 

 

Проект  для детей старшей группы

«Здоровый ребенок – это здорово»

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

                                                                                                                                                        Дети группы №10

                                                                                                                                                        Воспитатели

                                                                                                                                                       Рябочкина И.А

                                                                                                                                                       Прохорова  И.В

 

                                                                        

 

                                                                                        2018 г

 

Здоровье – это не подарок, который человек получает один  раз  и  на  всю  жизнь,  а  результат  сознательного  поведения   каждого   человека   и   всех   в   обществе.

(П. Фосс, немецкий валеолог).

 

                Актуальность проекта.

Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя". Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепление его посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни. Все эти задачи отражены во всех ныне действующих программах воспитания и обучения. Наряду с работой по закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков и основных движений в этих программах ставится задача обучения ребенка заботе о своем здоровье и безопасности. Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей: медицины, психологии, экологии, педагогики. На важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования: А. М. Амосова, А.И.Антонова, М.В. Антроповой, Н.Г. Быковой, М.В. Меличевой и др. Но, несмотря на то, что проблему исследовали многие педагоги, нам кажется, что в практику не всегда и везде внедряются предложенные ими методы и технологии. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья детей. Анализ литературы показал, что модель формирования представлений здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи проработана недостаточно. Не все разработанные методики могут повысить уровень сформированности здорового образа жизни детей, так как каждый ребенок имеет свое представление о здоровье. 
Для реализации данного направления  и был разработан проект « Здоровые дети –это здорово» для работы с детьми старшего  возраста.

 

Проблема:

Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Помочь понять им, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие. Понимая важность здорового образа жизни, мы, воспитатели старшей группы, решили  разработать  проект «Здоровые дети - здорово».

Обоснование проблемы:

- неосведомленность родителей о  важности  совместной  двигательной   деятельности   с детьми.

-недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста,

- нежелание  родителей организовывать двигательную деятельность с детьми.

- невнимание родителей к здоровому образу жизни  в семье.

 

Цель проекта:

- Создание благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития ребенка.

- формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

- расширять знания о сохранении здоровья.

 - расширять представления о здоровье, его ценности.

- укреплять и сохранять здоровье детей введением физкультурно-оздоровительных, закаливающих   мероприятий.

 - воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

 - дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

-  расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.

-  способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности   с детьми.

 - установить сотрудничество с семьями воспитанников по проблеме укрепления физического и психического здоровья детей.

 

Задачи проекта:

Создать развивающую предметную среду ДОУ, благоприятную атмосферу. Изучить и проанализировать представления детей о здоровом образе жизни. Отобрать методический материал, современные технологии, методы и приемы по здоровому образу жизни. Сформировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, об умении беречь своё здоровье и заботиться о нём. Формировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Для детей:

1. Обогатить и закрепить знания о здоровом образе жизни, о пользе физических упражнений и спорта в жизни человека.

2. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт проведения спортивных мероприятий.

3. Воспитывать потребность у детей вести здоровый образ жизни.

4. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.

5.Обогащать представления детей о витаминах, их роли в жизни человека.

6.Воспитывать осознанное отношение их своему здоровью.

 

Для родителей:

 

  1. 1.  Дать представление родителям о значимости совместной двигательной  деятельности  с детьми.
  2. 2.  Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей,
  3. 3.  Способствовать созданию активной позиции родителей  в совместной двигательной деятельности с детьми.
  4. 4.  Заинтересовать родителей укреплять  здоровый  образ жизни  в семье.

 

Качественная реализация проекта позволит сформировать у детей следующие представления:

- что такое здоровье и как его сберечь;

- что такое витамины;

- о своих органах, их работе и значении;

- что такое режим, гигиена и закаливание;

- о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;

- о том, что есть полезные и не полезные продукты, какие они;

 - что полезно для моего организма;

- что такое микробы и вирусы;

- какие бывают болезни, что их вызывает;

- как предупреждать болезни;

- некоторые правила оказания себе первой помощи.

- что такое аптека, для чего она нужна;

- лекарственные растения;

- спорт – это жизнь;

 

Место реализации проекта МДОУ детский сад № 24 « Золотая рыбка»  группа № 10

Продолжительность проекта 4 недели

Период выполнения с 12.03 по 06.04.2018

Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.

Форма проведения: занятия, беседы, самостоятельная деятельность детей, игры, работа с родителями.

 

Тип проекта краткосрочный

Вид проекта: познавательно – творческий, информационный.

Этапыпроекта.

1. Подготовительный

2. Основной

3. заключительный

 

Ожидаемые результаты:

- организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;

- снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;

    - сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни (умения соблюдать режим дня, знания о правильном питании и витаминах и т.п.);

- знакомство  с литературными произведениями, стихами, загадками, пословицами, мультфильмами по теме проекта.

-выработка новых форм работы с родителями ( тренинг)

-активная помощь и заинтересованность  родителей в организации работы по оздоровлению детей.

 

 

Поэтапное решение проблемы.

ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

- утренняя гимнастика

- профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения)

- гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»

- проветривание

- физкультминутки

- подвижные игры

 

                                                                                                                  

Подготовительный этап.

1. Подборка методического и дидактического материала.

2. Подборка художественной литературы, чтение и обсуждение произведений по теме

3. Разработка непосредственно образовательной деятельности по проекту.

4. Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта.

5. Проведение анкетирования родителей на тему: « Здоровый образ жизни »

6. Подбор пословиц, поговорок, стихов, загадок по теме проекта.

7. Подборка  наглядного материала и видеоматериала по теме проекта.

8. Оформление консультаций для родителей по теме проекта

9. Рассматривание альбомов «Виды спорта»; «Азбука здоровья».
10.Подбор подвижных игр в группе и на воздухе.

11.Разработка проекта по теме «Здоровый ребенок –это здорово».

 

Основной этап

Использовались беседы с детьми на темы:

- «Витамины – это полезно»

- «Лекарственные растения»

 -  «Кто спортом занимается, тот силы  набирается»

-  «Полезная и вредная пища»

- «Зарядка и режим дня»

 Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук   умывании .

  Сказка-беседа «В СТРАНЕ БОЛЮЧКЕ»

   Составление детьми описательных рассказов «Мой любимый вид спорта»
  Словесные игры: «Характеристика здорового человека», «Четвёртый лишний», «Да или нет».

   Сюжетно ролевые игры: «На приёме у врача», «Больница»,

« Заболела кукла Даша.»

   Дидактические игры: «Если ты простудился», «Назови вид спорта», «Я умею… », «У всех своя зарядка», «Собери картинку», «Угадай вид спорта по показу». «Полезные  продукты»

   Подвижные игры, эстафеты на участке. (картотека подвижных игр)

   Подбор пословиц, стихов и загадок по теме проекта.

   Чтение произведений А. Барто «Зарядка», « Девочка –чумазая», « Физкультура всем нужна»;А. Кутафин «Вовкина победа» и др., Л.Воронкова « Маша- растеряша», сказки К.И Чуковского « Мойдодыр», « Доктор Айболит», Л. Зильберг « Полезные продукты», Е. А. Алябьевой «Хочу конфет», «Сладкоежка», Ю. Тувим « Овощи», В.Маяковский « Что такое хорошо и что такое плохо», Г. Немкина « История феи Витаминки», Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и шесть»,истории про смешариков « ОРЗ», Организм»
    Мультфильмы « Мойдодыр», Микробы» и др.

Конспект занятия « Мы беседу заведем - Мойдодыра позовем»

    Рисование «Делаем зарядку».

   Лепка «Полезные и вредные продукты» - коллективная работа.

   Изготовление коллажа « Полезные и вредные продукты»

   Аппликация « Доктор Айболит»

Спортивное развлечение «Кто спортом занимается, тот силы набирается».

 

Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной  двигательной  деятельности  с детьми.

 

Консультации для родителей:

- « Здоровый образ жизни ваших детей»

-«Подвижная игра- залог здоровья»

-« Закаливание –первый шаг к здоровью»

Памятка для родителей « Правила здоровья»
Картотека «Сундучок бабушкиных рецептов»

Тренинг для родителей «Здоровый образ жизни»

Экскурсии на стадион, в аптеку.

Встречи с интересными людьми ( мама Макара-стоматолог)

 

Заключительный этап

1.Тематическая выставка детских рисунков.
2.Создание вместе с детьми  « Правил Чистюли»

3. Викторина « Уроки Мойдодыра»

4 Фотовыставка « Спорт –это здорово»

  1. 5.  Выпуск газеты для родителей «Наше здоровье».

 

                     Приложение.

                                    КАРТОТЕКА

               Дидактические и словесные игры

по формированию здорового образа жизни

         детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Здоровый малыш»

Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным,

бережным отношением к своему здоровью.

Правила игры.

Ведущий раздает большие карточки детям и показывает маленькие

карточки. Тот, у кого подходит эта карточка объясняет «хорошо это или плохо».

Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою большую карточку.

 

Дидактическая игра «Одень ребят на прогулку».

Задачи: формировать умение различать предметы одежды в зависимости от времени года; развивать мелкую моторику рук. Развивать грамматически правильную речь.

Материал: фигурки мальчика и девочки из картона, бумажная одежда.

Описание: Вариант 1. Ведущий задаёт время года, а игроки одевают фигурки детей в соответствующею одежду. Ведущий проверяет правильность выполнения задания, в случаи ошибок исправляет их, объясняя свои действия.

Вариант 2. Дети сами, между собой, договариваются – в одежду какого сезона будут одевать фигурки. После выполнения задания объясняют свой выбор одежды.

Дидактическая игра «Что сначала - что потом (режим дня)»

Задачи: закреплять представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья. Формировать умение связно, последовательно объяснять свои действия.

Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.

Описание: предложить ребёнку разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.

 

Дидактическая игра «Лабиринты здоровья».

Задачи: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Учить детей видеть границы рисунка (в данном случае дорожки, вести линии не отрывая пальца от картинки; развивать мышление, логику, глазомер, усидчивость, волю; приучать охватывать всю картинку целиком, мысленно строить маршрут "путешествия".

Материал: карточки с изображением лабиринтов.

Описание: перед ребёнком ставится задача: найти дорогу от предмета личной гигиены до части тела, для которой он предназначен. Объяснить, как и для чего используется данный предмет.

 

Дидактическая игра «Вредно – полезно».

Задачи: формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, грамматически правильную речь.

Материал: парные карточки противоположные по значению к здоровью, фишки-картинки с изображением действий вредных или полезных в той или иной ситуации.

Описание: Вариант 1. Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, и определить: на каких из них изображены действия, вредящие здоровью человека, а на каких наоборот являющиеся полезными.

Вариант 2. Ребёнку предлагаются парные карточки противоположные по значению к здоровью. Ему необходимо заполнить пустые окошки на них фишками-картинками, соответствующими условиям заданной ситуации.

 

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Задачи: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Развивать тактильные ощущения, словесно-логическое мышление, память, грамматически правильную речь.

Материал: мешок, расчёска, зубная щётка и паста, мыло, шампунь, мочалка, носовой платок, полотенце, ножницы.

Описание: дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены и рассказывают, для чего они предназначены, и как ими пользоваться.

 

Дидактическая игра «Правила гигиены».

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

 

Дидактическая игра «Полезная и вредная еда».

Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

 

 

Дидактическая игра «Азбука здоровья»

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации

Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

 

Дидактическая игра «Узнай и назови овощи»

Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт, а дети должны назвать этот овощ (фрукт).

 

Дидактическая игра «Назови правильно»

Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах, закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.

Материал: картинки с изображением овощей, фруктов

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.

- У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие

вопросы: какой формы? Какого

цвета? Какой на вкус?

Дидактическая игра «Ты – моя частичка»

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

Материал: мяч

Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т. д.)

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши)

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот.)

 

Дидактическая игра «Если кто-то заболел»

Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача

Материал: телефон

Ход игры: Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:

фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы

Дидактическая игра «Скорая помощь»

Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка). Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

 

Дидактическая игра «Чистоплотные дети»

Задачи: Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры: Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит«Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают«Мыло, щетка, полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло, «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос«Что нам нужно, когда мы утром встаем?» Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).