Открытое занятие по развитию речи в старшей группе
Тема: «Путешествие по сказкам»
СКАЧАТЬ (с фото)
Воспитатель
МКДОУ д/с №1
«Синяя птица»
Магомедгаджиева А.А.
Кизляр 2023г.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Закрепить знания детей о сказках, создать радостное эмоциональное настроение через ознакомление дошкольников с художественной литературой.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать умения детей узнавать сказки по литературным фрагментам: загадкам, сказочным предметам, ключевым словам.
- Активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.- Формировать у детей связную речь, обогащать словарный запас детей, углублять интерес к художественной литературе.
Развивающие:
- Развивать у детей психические процессы: память, мышление, воображение.
- Развивать у дети активность, умение выслушивать ответы сверстников.
- Развивать у детей умение оценивать свой результат.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь и интерес к художественным произведениям (сказкам).
- Помочь детям получить положительный эмоциональный настрой от занятия.
Материалы и оборудование: видеопроектор, презентация, карта пустая, записка, две разрезные картинки- пазлы, мяч, книга в подарок для детей на группу.
Организация и методика проведения
Вводная часть:
- Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся им.
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Справа друг и слева друг,
Улыбнемся все вокруг!
- А вы, любите сказки?
Дети: Да! (Замечательно).
А какие вы знаете сказки?
Дети:
Колобок-румяный бок,
Есть снегурочка-краса ,
Три медведя, Волк-Лиса,
Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку.
Про Жар-птицу сказку знаем
Репку мы не забываем
Знаем волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад (Хлопают в ладоши на каждое слово).
А какие бывают сказки?
Дети: Народные и авторские.
Ребята, почему сказки называют народными?
Дети: Потому что, их сочинил народ.
Почему сказки называют авторскими?
Дети: Потому что, их сочинил и написал один человек – автор.
Дети, как начинаются сказки?
Дети: Жили-были…В некотором царстве, в некотором государстве…в тридесятом государстве…
- Сегодня я предлагаю вам попутешествовать по сказкам. Хотите? Попасть в сказку может не каждый. Чтобы попасть в сказку вам потребуется смекалка, фантазия и воображение.
- Ребята, а как вы думаете, что такое сказка?
- Сказка – это волшебная история, в которой добро всегда побеждает зло. Герои сказок проходят много испытаний, а еще в сказках очень много невероятных приключений. Именно поэтому сказки любят и взрослые и дети.
Тогда отправляемся в сказочное путешествие. Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, за тридевять земель, в Тридесятом царстве, в Тридесятом государстве находится огромная страна Сказок .
- На чем же можно добраться до этой Сказочной страны? Какие сказочные виды транспорта вы знаете? (Ковер - самолет, ступа Бабы Яги, сапоги скороходы) А на чем мы все вместе сможем улететь? Сапоги – скороходы нам не подходят, они одни а нас много. В ступу мы все тоже не поместимся.
Хорошо, я вас выслушала, но сегодня предлагаю добраться в эту страну по волшебной карте, где указан нам путь.
(Воспитатель разворачивает карту, а это не карта, а пустой лист)
Воспитатель: Что это! Посмотрите, ребята, вы что-нибудь видите, здесь же ничего нет! Ничего не понимаю, кто это так пошутил. Как же нам быть, что делать?
(ответы детей)
А вот какая-то записка. Сейчас узнаем, от кого она и о чём в ней говорится.
Д/упражнение. Слова –антонимы.
1.Добрый-злой.
2.Смелый- трусливый.
3.Мудрый-глупый.
4.Жадный-щедрый.
5.Трудолюбивый-ленивый.
6.Веселый-грустный.
7.Друг-враг.
8.Правда-ложь.
(Заходит Баба-Яга)
«Это я украла у вас волшебную карту, больше вы её не увидите. Есть у меня одна книга, не простая, волшебная книга Сказок, в которой находятся для вас трудные задания. Если вы выполните все задания правильно, то я вам помогу попасть в страну Сказок Баба яга!»
Воспитатель:
Приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие в сказку – в мир добра, чудес и волшебства. Но дорога будет трудной, много испытаний вас ждёт впереди. Вы готовы встретиться с чудесами , ответить на вопросы и преодолеть все препятствия? Выполним задания Бабы - Яги, не испугаемся трудностей? Тогда, вперёд!
- Ребята, что вы видите на экране? (Книгу). Какая книга? (Ответы детей). Много в ней страниц? (Много). Значит, заданий будет много! Готовы ли вы их выполнять? (Да). Хорошо! Отправляемся в страну Сказок!
1 задание: “Ушки на макушке”
•Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
•Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
•Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята) •На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок) •Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)
Ребенок:
Мышка дом себе нашла
Мышка добрая была
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов (Теремок).
•Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
2 задание: «Угадай название сказки?»
Вам нужно посмотреть внимательно на иллюстрацию и назвать название сказки?
Сказки просят: «Друзья, узнайте нас!»
– «Золушка »– «Приключения Буратино»– «Стойкий оловянный солдатик»
3 задание: “Вспоминай - ка”
1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Какую песенку пела лиса, чтобы украсть петушка?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса?
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
Разминка «Баба Яга»
В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)
Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)
А в избушке той старушка Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)
Нос крючком ( прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)
Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)
Словно угольки горят ( не убирая рук, повороты вправо и влево)
И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)
Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)
И всего одна нога (стоим на одной ноге)
Не простая, костяная Вот так Бабушка Яга! ( Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)
4.задание: «Сказочное лото»
Детям предлагаются разрезные картинки-пазлы: разделиться на 2 подгруппы, собрать картинку и сказать название сказки.
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить,
Дружно, смело и умело,
С вами мы взялись за дело!
Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.
5 задание: «Каким сказочным героям принадлежат эти предметы?»
-Золотой ключик –(Буратино).
– Игла -( Кощей бессмертный).
– Избушка на курьих ножках- (Баба –я Яга).
6. задание: игровое упражнение с мячом «Дополни имя сказочного героя»
Для выполнения этого задания, давайте ребята встанем в круг. У сказочных героев есть двойные имена и названия. Поэтому сейчас будем передавать мяч по кругу и дополнять имена. Я говорю первое слово, например, Елена, а вы следующее – Прекрасная и т. д.
(Елена – Прекрасная, Василиса – Премудрая, Кощей – Бессмертный, Сестрица – Алёнушка, Братец – Иванушка, Змей – Горыныч, Крошечка – Хаврошечка, Мальчик – с – пальчик,, Иван – Царевич, Лягушка – Царевна, Змей-Горыныч и т. д.)
Нужно проговорить заклинание:
Ва,ва,ва-высокая трава(идут высоко поднимая ноги)
Па,па,па-узкая тропа(узко ставят ступни)
Ке,ке,ке-мы пришли к реке (руки на поясе)
Ась, ась,ась,-вот плывет карась(плавные движения руками)
Ушка, ушка,ушка-прыгает лягушка(прыжки на двух ногах)
Шо,шо,шо-говорим мы хорошо(пальцы к губам)
Це,це,це-улыбка на лице(радостно)
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, в какие игры вы играли, путешествуя по сказкам, какие выполняли задания? (Ответы детей)
Что было интересно и запомнилось больше всего? (Ответы детей)
Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать! А за ваши старания страна Сказок дарит вам волшебный сундучок со сказками.
Сказочная Страна дарит вам книгу в группу , на страницах которых вы встретитесь со сказочными героями.
Нам сказки дарят чудо,
А без чудес нельзя!
Они живут повсюду,
И нам они друзья!