Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7760 «РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опубликовано 14.02.2023
Гераева Виктория Сергеевна
МБДОУ «Детский сад № 162»
г. Владивосток
Воспитатель
 

 «РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«Цель воспитания - это научить наших детей обходиться без нас»

Эрнст Легуве

Исследователями доказано, что дошкольное детство – это особый период в развитии личности человека. Именно в дошкольном возрасте наиболее эффективно происходят процессы возникновения, становления и развития многообразных представлений и понятий об окружающем мире. Дети овладевают различными умениями, совершенствуют их в практической деятельности.

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается на сегодняшний день актуальной. Самостоятельность личности является стержневой характеристикой человека и ее воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. «Одним из важных направлений в становлении этого качества, является целенаправленная помощь в формировании у него самостоятельности , как основы жизнедеятельности», - считает С.Д. Кириенко.

 Проблемы самостоятельности - не новы. Жан Жак Руссо, К.Д. Ушинский, А. Дистервег в 19 веке развивали мысль о необходимости формировании у ребенка самостоятельности в процессе обучения и воспитания.

Самостоятельность в педагогике определяется как способность ребенка выполнить задание без помощи взрослого. С точки зрения этимологии слово «самостоятельность» может быть определено как «сам» и «стоять»; «самость»; «независимость».          Самостоятельность — обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение».

 Самостоятельность – непрерывно развивающееся личностное качество, фундамент которого формируется в дошкольном возрасте.

Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В. Д., Кузовковой К. П., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л., Буре Р. С., Островской Л. Ф., Т. Гуськовой, И. С. Кона, Люблинской А. А., Смирновой Е. О.

Т.С. Борисова выделяет компоненты развития самостоятельности детей:

  • Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление.
  • Эмоциональный: эффективность мыслительной деятельности может    значительно повышаться благодаря эмоциям при определенных условиях.
  • Волевой: элементы воли, зарождающиеся у детей уже в преддошкольном   возрасте; степень развития воли зависит от средств, приемов и методов воспитания.

Уже известно, что предпосылки самостоятельности закладываются приблизительно на 2–3-м годах жизни, когда ребенок начинает относительно свободно передвигаться на небольших пространствах и уже может в какой-то мере самостоятельно удовлетворять некоторые из своих основных потребностей. Кроме того, он начинает добиваться удовлетворения своих потребностей внутри семьи и других социальных группах. «К началу дошкольного возраста — к 3 годам, а иногда и раньше — проявляется, в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента, у одних больше, у других менее выраженное стремление к самостоятельности», а последующее развитие дошкольников связано с формированием основных видов деятельности: игры (С.А. Марутян, Д.Б. Эльконин), бытового труда (Г.Н. Година, Р.С. Буре), конструирования (О.Г. Жукова), художественной (Н.А. Ветлугина, Т.А. Власова) и учебной деятельности (Р.С. Буре, А.П. Усова). Любой вид детской деятельности специфически влияет на развитие активности и инициативности.

Некоторые родители хотят, чтобы ребенок подольше оставался маленьким и зависимым. Другие стараются быстрее сделать его взрослым, ожидая от своего чада того, что он еще не в состоянии сделать. Если ребенка все время держать на руках, он не научится ходить. Если постоянно решать за него вопросы, он не сможет разобраться в них сам. Это не означает, что дитя нужно лишать своей помощи, но, кроме поддержки родителей, оно должно рассчитывать на свои силы. Главная задача – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а не решать все его вопросы.

Когда ребёнок сталкивается с определёнными трудностями, педагоги и психологи не рекомендуют сразу бежать на помощь и делать всё за него. Надо помочь ребёнку сделать это самому, поддерживая в ребёнке веру в собственные силы и возможности.

Проявление инициативы - это первый компонент в развитии самостоятельности. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Овладев вторым компонентом самостоятельности - целенаправленным осуществлением своих намерений, ребенок все равно остается зависимым от взрослого, точнее от его способности соотносить результат с тем, как должно быть. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего - не надо, и без нашей оценки. Такого рода способность - функция самоконтроля - завершающий компонент в формировании самостоятельности в предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, ребенок становится уже в какой-то степени независимым от взрослого.

Исследования показали, что старшие дошкольники характеризуются довольно высоким уровнем развития самостоятельности при условии:

  • обогащения представлений и знаний о способах самостоятельного поведения, понимания детьми важности самостоятельности в личностном и социальном аспекте;
  • формирования положительного отношения к деятельности;
  • формирования элементов самоконтроля и самооценки при осуществлении деятельности.

Значимую роль в развитии самостоятельности старших дошкольников выполняют игры с правилами. Умение выбрать определенную внутреннюю позицию, действовать соответственно игровой задаче крайне важно для развития самостоятельности. А.К. Бондаренко отмечает, что игры с правилами способствуют формированию самостоятельности мышления, развитию критичности ума, способности отстаивать собственную точку зрения. Именно в игре поведение дошкольника становится произвольным и все более самостоятельным. Огромное значение для развития самостоятельности имеют продуктивные виды деятельности ‒ лепка, рисование, аппликация, конструирование. 

Как уже говорилось, самостоятельностьявляется одной из ведущих качеств личности, которая выражается в умении человеком ставить цели и добиваться результата своими силами, а также неся ответственность за свои действия и поступки. Самостоятельность, как и другие волевые качества человека не передаются по наследству, так как не являются врождёнными, но все они тесно связаны между собой. Самостоятельностьне может развиваться отдельно от других волевых качеств личности, но в тоже время и они не могут развиваться отдельно от неё. Развитие этих качеств, происходит в процессе деятельности, а также в приобретении личностного опыта и развивать их следует, чем раньше, тем лучше. Самостоятельностьпредусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных решений.

Таким образом, самостоятельность в общепринятом значении слова – это независимость, способность и стремление человека совершать действия и поступки без помощи других. Стать самостоятельным –  объективная необходимость и естественная потребность ребенка. Ребенок , более чем кто-либо другой, стремится проявить свое «я», утвердится в своих знаниях, убедить взрослого, что может сделать что-то не хуже других, доказывая, что может обойтись и без их помощи.

 

 

Список используемой литературы:

1.     Агеев В.В., Файзуллина А.К. Психологические особенности развития самостоятельности в онтогенезе  Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, Алматы

2.    Бунина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными.// Дошкольное воспитание.-2007.-№12-с.28-33

3.    Дошкольная педагогика Под редакцией И.В.Логиновой, П.Г. Саморуковой.-М.: «Просвещение», 1988г., - 365 с.

4.     Ивошина Т. Г. Психологические условия становления форм субъектности в учебной деятельности подростков / Автореферат дисс. на соискание уч. степени докт. пс. наук., М., 2006.

5.    Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности. /Каплан Л.И. – Посеешь привычку -пожнешь характер.- М., 1980, -209 с.

6.    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб, 2001., -720 с.

7.    Теплюк С. Истоки самостоятельности// Дошкольное воспитание.-№7.- 67 с.

 

 

4.                  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб, 2001. — 720 с.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Шойимова, Ш. С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста / Ш. С. Шойимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 831-834. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10656/ (дата обращения: 11.01.2023).

.Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. Сборник научных трудов. – РГПУ им.Герцена. – 1996. – с.21.

3. Цукерман Г.А. О детской самостоятельности// Вопросы психологии. – М.:1990