Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7770 "Особенности деятельности учителя-дефектолога"

Опубликовано 16.02.2023
Панина Марина Игоревна
МКДОУ д/с №13
Свердловская область, город Тавда
Учитель-дефектолог
 
"Особенности деятельности учителя-дефектолога"

 

«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его».

(С. Соловейчик)

Сегодня я представляю особенности деятельности учителя-дефектолога. Задачами моей работы является формирование и развитие у ребенка всех психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения,  а так же моторики, в соответствии с возрастными показателями.

          Коррекционный процесс  строится с учетом проведенной диагностики и состоит из индивидуальных занятий. Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года и в конце, с целью выявления эффективности проведенной  работы.

          Хочу отметить основные блоки индивидуальной работы:

Нейрогимнастика

          Нейрогимнастика представляет собой комплекс упражнений, которые могут выполняться детьми всех возрастных групп. Данный вид тренировочного процесса направлен на развитие и укрепление функций Центральной Нервной Системы, повышение активности мозолистого тела, которое координирует слаженную работу обоих полушарий головного мозга. Чтобы регулярно выполнять нейрогимнастические упражнения, достаточно уделять от 5 до 7 мин. в день.

          Данный комплекс упражнений создан для повышения многофункциональности головного мозга. За счет регулярного выполнения определенных действий, реально добиться положительного результата в виде более быстрого освоения письма, чтения, развития аналитического и логического типа мышления.

Пальчиковые игры и массаж рук

          Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие.

          Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями.

 

 

Формирование Элементарных Математических Представлений

          В содержание общественного опыта, которым должны овладевать подрастающие поколения, входят разные области знаний, умений и навыков. Но одним из самых сложных является овладение математическими представлениями. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.

          Математическая деятельность дошкольников рассматривается  как деятельность, направленная на формирование и преобразование их математического опыта путём активного, осознанного овладения детьми физической и социальной картиной мира. Математическая деятельность базируется на предметно-практической, игровой, трудовой, речевой деятельности, а также зарождающейся учебной деятельности.

Сенсорное развитие

          Сенсорное  развитие  - это система цветов спектра, система геометрических форм, звуков речи и т.д.  Овладев такого рода системой, ребёнок получает набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение.

          Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых: педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.

          Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Николай Матвеевич Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Классификация предметов

          Цель данного направления научить проводить аналогию между разными предметами, находить похожее между разными предметами, выделять свойства предметов, группировать предметы, развивать  логическое мышление, мелкую моторику, внимание и тактильное восприятие.

          На первый взгляд, классификация – скучное занятие. А чтобы классификация стала интересной, способ, как всегда, один – превратить ее в игру! Ведь способность выделять общие функциональные признаки у самых разных предметов поможет детям в дальнейшем усвоить практически все школьные премудрости.

 

 

Мелкая моторика

          Развитие мелкой моторики является очень важной составляющей общего развития ребёнка, которое тесно связано с развитием внимания, мышления, воображения, координации, зрительной и двигательной памяти. Развивать ручную моторику важно еще и потому, что она будет необходима ребёнку на протяжении всей его жизни. Скоординированные и точные движения пальцев и рук необходимы в повседневной жизни для того, чтобы писать и рисовать, выполнять самые необходимые бытовые действия, например, одеваться, убирать. Развитие мелкой моторики у детей нужно начинать как можно раньше.

 

Конструирование

          Особое место в развитии детей дошкольного возраста занимает конструирование — продуктивная деятельность, направленная на создание конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования.

          В современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.  Известно, что задержка  развития ограничивает, затрудняет, либо исключает возможность своевременного развития у ребёнка конструктивной деятельности, что непременно сказывается на ограничении развития двигательного праксиса и пространственной ориентации.

          Конструирование является эффективным средством преодоления имеющихся недостатков в развитии у детей,а также играет важную роль в формировании творчества.

Творческие способности

          Дошкольный возраст предоставляет широкие возможности для развития творческих  способностей.Грамотно построенные коррекционно-развивающие занятия способны обеспечить гармонизацию развития благодаря оптимальному сочетанию средств, методов и технологий.

          Реализуя творческие способности, ребенок благодаря внутреннему регулированию развивает произвольность внимания и восприятия, совершенствует моторику и речь, оттачивает навыки коммуникации. В психологическом же отношении радость творчества, получение реального результата, признание окружающих приводит к тому, что нормализуется эмоциональный фон, что положительно сказывается на поведении и саморегуляции.

Безопасность

          Формирование безопасного поведения может осуществляться как в организованных (специальные занятия, воспитательные мероприятия, посвящённые вопросам безопасности жизнедеятельности), так и в неорганизованных формах (на прогулках, в ситуативных беседах педагога с ребёнком).

     Проблемам формирования безопасного поведения детей в последние годы уделяется много внимания в психолого-педагогической науке.

          В качестве методов и приёмов коррекционной работы выступают развивающие упражнения, дидактические игры, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и беседы.

Совместные мероприятия со специалистами.

          Для закрепления полученных знаний совместно со специалистами  регулярно проводятся тематические  мероприятия с детьми.

          В непринужденной игровой форме дети учатся социализироваться в обществе, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми,что положительно влияет на их эмоционально-психическое и познавательное развитие.

ИТОГ

          Таким образом, можно сделать вывод о том, что данные направления работы  создают благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей.