Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8403 ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ: «Развитие активной речи у детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»

Опубликовано 12.02.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

 

ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ:

«Развитие активной речи у детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»

 

Подготовила: воспитатель

 Попова Е.Е.

 


 

п. Ковернино

2024 г

           

           Раннее детство начало жизни и этот период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. Мы должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет. В этом учебном году мне довелось работать с малышами от 1 до 2 лет. Работая с детьми раннего возраста, я пришла к выводу, что главная задача педагога, это использование фольклора для развития речи детей этого  возраста. Ведь мы хорошо понимаем, что через устное народное творчество ребѐнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. А использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей. Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные). Народные песенки, потешки, пестушки  представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать: фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарь. Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи. Они являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.  В нашем детском саду наряду со многими проблемами, стоит проблема развития речи детей. Если использовать устное народное творчество с современными методиками обучения, то обогатится словарь, улучшится речь ребенка, повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей. Для работы над данной проблемой мною были поставлена конкретная цель и определенны задачи.

 

Цель:  повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в области речевого развития детей раннего возраста.

Задачи:

Работа с детьми

  • Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи:
  • Способствовать формированию интонационной выразительности  речи через использование  песенок, пестушек,  потешек, прибауток, закличек.
  • Развитие  пассивной и активной речи детей. Обогащение  словарного запаса.

 

Работа воспитателя:

  • Подбор игр и материалов для оснащения предметно-пространственной среды.
  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по данному направлению.
  • Систематизировать работу по использованию малых форм фольклора.

Работа с родителями:

  • Анкетирование родителей. Проведение родительского собрания по теме самообразования.
  • Оформление информационно-наглядного материала в родительском уголке.
  • Обогащение знаний  родителей о значимости малых форм фольклора.  

Привлечение  родителей к совместной деятельности с детьми (использование малых форм фольклора  дома).

 Работу над темой начала в октябре 2023 года.

Результаты:

  • Изучила несколько статей на тему «Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста».
  • Разработала и реализовала  долгосрочный проект «Ладушки»  (развитие речи детей через малые фольклорные формы).
  • В рамках проекта был составлен «Перспективный план по ознакомлению детей с фольклорными произведениями».
  • Составлены картотеки: потешек, считалок, колыбельных, пальчиковых игр.
  • Картотека: «Потешки в разные режимные моменты».
  • Было проведено анкетирование родителей «Использование фольклора в воспитании детей».
  • Организовано родительское собрание «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста». ( в форме круглого стола)
  • Консультация для родителей: «Роль театра в развитии детей».
  • Папка-передвижка «Что читаем  детям второго года жизни».
  • Организовано  игровое занятие «Сундучок потешек».
  • Пополнился уголок театра по сказкам и потешкам:

- «Сорока-сорока» ( пальчиковый театр из фетра)

- «Наши уточки с утра...» ( театр на магнитах)

- «Пальчик – мальчик» ( пальчиковый театр)

- Театр из фетра по сказкам «Волк и козлята», «Три поросёнка».

- Настольный театр по сказке «Три медведя».

- ширмы, подставки для пальчикового театра.

- герои потешек – резиновые игрушки (фигурки животных).

  • Книжный уголок пополнился новыми книгами «Потешки малышам», «Сорока-белобока», «Идёт коза-рогатая», «Топотушки», «Жили у бабуси», «Ладушки» и др.

В приобретении книг и изготовлении театра приняли активное участие родители воспитанников.

  • Также создана мини-фонотека «Музыкальные песенки –потешки».

 

Вывод: В результате проделанной работы речь детей активизировалась, пополнился их словарный запас, достаточно увеличился показатель речевого развития. Дети эмоционально откликаются на произведения фольклора, внимательно слушают, проговаривают слова песенок, потешек  за воспитателем, договаривают знакомые слова в конце строк, участвуют в драматизации. Особый интерес вызывают музыкальные песенки-потешки, где дети не только проговаривают (подпевают) слова, но и выполняют движения согласно тексту. Использование фольклора в режимных моментах поспособствовало формированию у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Перспективы:

Использовать фольклор в развитии речи детей младшего и среднего дошкольного возраста; разработать картотеки загадок, закличек, пословиц и поговорок, народных подвижных и хороводных игр, дидактических игр, организовать открытый показ НОД с использованием произведений фольклора для педагогов ДОУ, опубликовать статьи по теме «Роль фольклора в развитии речи детей», участвовать в конкурсах педагогического мастерства.