Дейко Елена Павловна
Конспект познавательного занятия на тему "Разные виды театра" детей старшего возраста.
Цель: приобщать детей к театральной культуре.
Задачи:
- знакомить с устройством театра, театральными жанрами, разными видами театров, театральными профессиями;
- развивать память, воображение, речь, фантазию, коммуникативные качества личности, психофизические способности (мимику), творческие способности;
- воспитывать нравственные качества, интерес к театральному искусству, привлекать малоактивных детей к участию в театрализованной игре.
Словарная работа: театр, сцена, зрительный зал, занавес, актер.
Материал: ноутбук, проектор, кукла Петрушка, презентация «Такой разный театр», шаблоны «Эмоции» (на каждого ребёнка),
Предварительная работа: чтение и рассказывание детям русских народных сказок, подготовка атрибутов для показа различного вида театров, рассматривание иллюстраций о театре, организация театрализованных игр по мотивам русских народных сказок в театрализованных уголках.
Ход НОД
В гости к детям приходит Петрушка, он приветствует педагога, детей и просит ему помочь.
Петрушка: - Ребята! Меня пригласили играть в театре. А я, к сожалению, никогда в театре не был и ничего о нём не знаю. Не могли бы вы мне помочь, и хотя бы что-то рассказать о театре? (дети с удовольствием соглашаются и занимают свои места на стульях, Петрушка – рядом).
Презентация «Такой разный театр».
Воспитатель: - Ребята, были ли в театре? (Да)
Воспитатель. - Что же такое театр? ( ответы детей).
Правильно, театр – это удивительный дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи. (Слайд №1)
Воспитатель: - Как вы думаете, зачем люди ходят в театр?
Дети: - Чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, отдохнуть.
Воспитатель: - Театр волшебная страна!
Сколько чудес нам дарит она,
Праздник, улыбки, песни и смех
В этой стране ожидает нас всех!!!
Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра. Театральное искусство зародилось очень давно, еще в Древней Греции. Именно грекам первым пришла мысль представлять своих богов и различных героев на сцене.
Воспитатель: - Ребята, перед нами – красочный яркий плакат. Что же это такое? (театральная афиша). На ней с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях. (Слайд №2)
Воспитатель: - Что нужно обязательно иметь каждому зрителю, чтобы попасть в театр? (билет).
Воспитатель: - Где можно приобрести билет? (в театральной кассе).А кто же это делает? (кассир) (Слайд №3)
Воспитатель: - Ребята, кем же мы станем, когда купим билет? (зрителями). А какие правила должны соблюдать в театре зрители?
Дети: - Не шуметь, не мусорить, не разговаривать и т.д.
Воспитатель: - Куда должны пойти зрители сначала? (раздевалка, гардероб) (Слайд № 4)
Воспитатель: - Как называется место, где сидят зрители?… (зрительный зал). Заняв свое кресло, мы смотрим на самое главное место в зале …(сцену), где скоро будут играть свои роли... (актёры).
А пока сцена еще закрыта театральным занавесом. (Слайд №5)
Петрушка: - Ребята, если я хочу стать актёром, мне необходимо будет изображать разные эмоции на своём лице. А как же я это сделаю?
Воспитатель: - Не расстраивайся, ребята тебе помогут.
Игра «Настроение»
Дети делятся на две команды, одной раздаются рамки - «зеркала». Другой команде нужно повторить показанное.
Воспитатель: -Ребята и уважаемый Петрушка, а сейчас я хочу познакомить вас с различными видами театра.
На экране фрагмент театра оперы и балета. (Слайд № 6)
Воспитатель: - В театре балета танцоры и балерины под музыку рассказывают
историю при помощи красивых движений, то есть языком танца.
В опере актеры не разговаривают на сцене, а обо всем танцуют.
Воспитатель: Опера бывает веселая, т. е. комедийная и серьезная. Комедийную
оперу называют оперетта, потому что она меньше чем опера по содержанию и здесь поют, играют и танцуют. Оперетта – это тоже один из видов театра, и носит веселый жизнерадостный характер.
Воспитатель: - Театр мимики и жестов (пантомимы). В нем не разговаривают, а показывают представления при помощи мимики – различные выражения лица и жестов – движения рук. (Слайд № 7)
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» (предлагают Петрушке поучаствовать в игре)
Выходят желающие – это актеры. Им раздаются роли, остальные зрители. Актеры при помощи мимики и жестов показывают свой образ, при этом не говорят ни слова, а зрители должны угадать, что же показывает актер.
Петрушка: - Спасибо, ребята! Теперь я точно не растеряюсь на сцене!
Воспитатель: - Театр зверей имени – театр, в котором в спектаклях участвуют животные. (Слайд № 8)
Воспитатель: У нас в группе тоже есть несколько видов театров:
- пальчиковый театр
- настольный театр
- игрушки бибабо
- перчаточный театр
- вязаный театр
- театр, сделанный своими руками
Дети рассматривают, вспоминают название, как в какой театр играть. Героев в этих театрах много и каждый разговаривает своим голосом.
Игра «Измени свой голосок».
Дети и Петрушка приветствуют друг друга от имени придуманного ими сказочного персонажа, используя выразительные движения, мимику, голос.
Воспитатель: - Это кукольный театр. В нем актеры управляют куклами и
озвучивают их своими голосами. (Слайд № 9)
Воспитатель: - А сейчас прошу всех занять места в зрительном зале.
На экране появляется кукольный театр «Смешок яблок».
Итог.
Петрушка: - Ребята, большое вам спасибо! Вы мне так много сегодня поведали о театре. Теперь я знаю, что театр может быть таким разным и интересным! Я обязательно стану настоящим артистом.
Воспитатель: - Ну, а наше путешествие в мир театра подошло к концу! Ребята, вы сегодня так хорошо потрудились, сделали такое большое дело – помогли Петрушке! Молодцы. А от тебя, Петрушка, мы ждем скорейшего приглашения в театр!!!