Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8000 Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы «Как человек себе помогал» (рассказывание о предметах быта)

Опубликовано 13.06.2023

Государственное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 63 «Золотая рыбка»

 

Конспект

организованной  образовательной деятельности

по речевому развитию

для детей старшей группы

«Как человек себе помогал»

(рассказывание о предметах быта)

 

                 Подготовила:

                                               Жакупова Гуоьназ Жаксылыковна

                                                                        воспитатель старшей группы

                                                   ГКДОУ д/с № 63 «Золотая рыбка»

 


 

г. Байконур,

2023г.

 

Тип ОД: обобщающее

Направление: речевое  развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,социально-коммуникативное развитие,   физическое развитие.

Форма организации: групповая.

Форма проведения: беседа.

Цель: развитие диалогической и связной речи.

Задачи приоритетной образовательной области: закреплять умения детей отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями. Составлять описательный рассказ с помощью схемы. Упражнять в умении составлять предложения по схеме из 3,4,5 слов. Определять количество слогов в слове. Называть слова с заданным звуком. Развивать внимание, диалогическую, связную речь, фонематический слух, мыслительную активность.

Задачи интегрируемых областей:

  1. 1.    Познавательное развитие: обобщить  представление детей об электроприборах, о правилах безопасного обращения с ними.
  2. 2.    Социально-коммуникативное развитие: развивать коммуникативные навыки.
  3. 3.    Воспитывать в детях уважение к себе и к другим участникам образовательного процесса, отзывчивость.
  4. 4.    Речевое развитие: развивать слуховое внимание, фонематический слух; правильное дыхание и звукопроизношение; навык разговорной речи.
  5. 5.    Физическое развитие: развивать опорно–двигательный аппарат, стимулировать двигательную активность.

Предпосылки учебной деятельности:

Формировать навыки учебной деятельности: умение слушать указания и пояснения воспитателя, отвечать на вопросы, выслушивать ответы своих товарищей; одновременно начинать и прекращать действия,  не мешая друг другу.

Виды детской деятельности:игровая, двигательная,  познавательная, продуктивная.

Методическое обеспечение:

  1. 1.    Демонстрационный материал:

ТСО (ноутбук, диапроектор, интерактивная доска).

Слайды и анимации к заданиям.

Мольберт

Иллюстрация электрической плиты.

  1. 2.    Раздаточный материал:

Иллюстрации с заданиями к игровому упражнению «Найди пару», цветные карандаши  по количеству детей,

Предварительная работа:

Беседа о предметах-помощниках в быту.

Рассматривание иллюстраций «Пожароопасные предметы», «Один дома», «Прошлое предметов-помощников».

Игровые упражнения «Хорошо-плохо», «Если бы ты был…», «Путешествие в прошлое…».

Составление предложений по схеме.

Дидактическая игра «Назови слова» (с заданным количеством слогов, с заданным звуком).

Чтение художественной литературы.

Заучивание физминуток, пальчиковых игр…

 

Методы и приемы:

  1. 1.    Организационный: эмоциональная завязка, сюрпризный момент «Домовенок Кузя»
  2. 2.    Мотивационный: эффект удивления, игровые упражнения.
  3. 3.    Словесный: вопросы к детям, указания, уточнение, поощрение.
  4. 4.    Наглядно – демонстрационный:  показ слайдов, совместное исполнение движений, составление рассказа по схеме.
  5. 5.    Практический: игры и игровые упражнения.
  6. 6.    Метод  контроля:  анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности.
  7. 7.    Рефлексия: метод пяти пальцев

Технологии, используемые в ООД:

  1. 1.    Технология  проблемного обучения: создание проблемной ситуации
  2. 2.    Здоровьесберегающие образовательные технологии:

технологии сохранения и укрепления здоровья: пластический этюд, двигательные упражнения.

  1. 3.    Личностно-ориентированная технология: педагогическая поддержка.
  2. 4.    Технология развивающего обучения: ТРИЗ-игра «Хорошо-плохо».
  3. 5.    ИКТ-технология: наглядный материал в виде слайдов и анимаций.

 

План образовательной деятельности

 

Этапы деятельности

Содержание

I.  Организационный этап

 

1. Круг приветствия «Доброе утро!»

 

 

 

2. Сюрпризный момент

«Домовёнок Кузя »

 

 

Воспитатель с детьми заходят в музыкальный зал. Проводится речевое упражнение – круг приветствия:

С добрым утром, с новым днем,

 С новым солнцем за окном.

Утро доброе встречай,

День хороший начинай!

Доброе утро!

Слышится шорох. Воспитатель обращает внимание на этот звук.

В.: Ребята, что вы слышите? А откуда он доносится?

На экране появляется домовёнок Кузя. Он просит рассказать о бытовых предметах в квартире.

II. Основной этап

1. Игровое упражнение «Предметы перепутались»

 

 

2. Вопросы детям

 

3. Составление описательного рассказа об электрической плите по схеме.

4. Беседа о предметах быта

 

 

5. Пластический этюд «Электроприборы»

 

 

 

6. Игровое упражнение «Хорошо-плохо»

 

7. Игра «Найди пару»

 

8. Составление предложений по схеме.

9. Проблемная ситуация «Пропало электричество»

Воспитатель обращает внимание на экран, на котором появляется «зашумленная» картинка.

В.: Ребята, посмотрите, все предметы перепутались. Давайте внимательно посмотрим и назовём их.

Дети, рассматривают,  называют предметы-контуры и сравнивают их с реалистичным изображением на экране.

В.: Как можно назвать одним словом эти предметы? Почему? Где живёт ток? Как обращаться с электрическими предметами? Почему?

В.: Давайте расскажем Домовёнку о том, на чем приготовить еду.

Воспитатель предлагает составить рассказ об электрической плите.

В.:  На чём раньше готовили еду? Что удобнее электро-печь или печка? Давайте расскажем домовенку, с помощью каких приборов мы дома наводим порядок?

В.: А теперь давайте покажем и расскажем, как работают эти приборы.

Детям предлагается представить и изобразить: взбивание яичных белков для торта миксером, работающий пылесос, закипевший электрочайник, ходьба по комнате в наушниках и прослушивание приятной музыки..

В.:Ребята, пылесос  - это хорошо или плохо? Дети дают Триз-определения.

В.:Дети, давайте, покажем и расскажем домовенку, для чего нужны электроприборы.

Дети по  предложенным картинкам   электроприборов находят пару, например, утюг-белье, и соединяют их стрелками, а затем составляют предложениями по схемам.

В.: Назовите электроприборы, в которых 1,2,3,4 слога. Назовите электроприборы, в названии  которых есть звук С, Т,…

В.: Погас свет. Будут ли работать электроприборы? Что их может заменить? Ответы детей.

III. Рефлексия

«Метод пяти пальцев»

 

 

В.: Молодцы, ребята! Вы рассказали много нового и интересного  об электроприборах, помогли домовёнку,  составили рассказы.

Расскажите мне…Дети левой (правой) рукой показывают выбранный ими палец правой (левой) руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.

М (мизинец) –  - Кто пришел к нам в гости с просьбой о помощи?

Б (безымянный) –Что случилось с Домовёнком?

С (средний) –- Как мы помогли Домовёнку?

У (указательный) –Каким было ваше настроение?

Б (большой) –– Вам понравилось? Покажите.

В.: Молодцы! Возвращаемся в группу!

 

План образовательной деятельности

 

Этапы деятельности

Содержание

I.  Организационный этап

 

 

 

 

 

 

1. Круг приветствия «Гномики настроения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сюрпризный момент, проблемная ситуация  - Снежинка-письмо

 

 

 

Звучит музыка, в зал входят дети вместе с воспитателем.

В.: Ребята, к нам пришли гости.

В.: Ребята, кто пришел сегодня с хорошим настроением? А кто пришел с грустным? А давайте мы сейчас поднимем настроение всем нашей игрой «Гномики настроения»

Встают в круг, проводится игра «Будем с гномами играть».

Будем с гномами играть

И команду им давать:

Топни, хлопни, повернись

И сердитым притворись

- Ух, ты! Получилось!

Топни, хлопни, повернись!

И веселым притворись!

- Здорово!

Топни, хлопни, повернись,

Удивленным притворись!

- Получается!

Топни, хлопни, повернись

Добрым снова появись!

В зал залетает большая снежинка.(слайд)

В.:  Что это к нам прилетело? Кто отправил нам снежное сообщение? Давайте послушаем.

Звучит аудиозапись – письмо от Снеговика.

«Помогите! Помогите!

В.: Что случилось? Кто это?

С.: Это, я, ваш друг Снеговик. Я торопился к вам в гости, чтобы поиграть, но по дороге со мной случилась беда.

В.: Какая беда?

С.: Поднялась сильная метель,  и я развалился. Соберите меня, пожалуйста!

В.: Где мы тебя найдем?

С.:  Отправляйтесь в лес, найдите зайку. Он вам укажет путь ко мне. Я вас жду!!!

II. Основной этап

1. Игровое имитационное  упражнение «Одеваемся на прогулку»

 

 

 

 

 

 

 

2. Игровое упражнение «Длинная-короткая дорожка»

 

 

 

 

3. Фонопедическое упражнение «Машины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.   Игровое двигательное упражнение «Идем по лесу

 

 

 

 

5. Игровое упражнение

«Чьи следы?»

 

 

 

 

6. Игровое упражнение «Елочки»

 

 

 

7. Динамическая пауза

«На полянке зайки танцевали»

 

 

8. Дыхательная гимнастика «Дышим, дышим глубоко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Игровые  упражнения:

- «Соберём Снеговика и украсим его костюм» (Блоки Дьенеша)

- «Украсим Снеговику шарфик»

 

 

 

 

10. Игра со Снеговиком -

самомассаж «Снеговик»

 

 

 

В.: Ребята, нужно помочь нашему другу-Снеговику. Поможем?

Ребята, в лесу холодно. Надо одеться потеплее.

Посмотрите  - за окном

Белые дорожки (обзорный жест рукой).

Все равно гулять пойдем! (Шагают на месте).

Наденем на ножки  (наклонились, указывают на ноги)

Теплые сапожки («надевают») сапожки

Пальтишки пуховые («надевают пальто»),

Шапочки  меховые («одевают» шапку).

На ручки – рукавички  (руки вверх, «одевают» рукавички),

Теплые сестрички (крутят ладошками).

В.: Посмотрите, ребята, у нас с вами есть 2 дорожки. По ним мы отправимся в лес к Снеговичку.

Они одинаковые по длине? Какая по длине зеленая дорожка? Покажите  зеленую дорожку. А какая по длине желтая дорожка? Покажите желтую дорожку. Правильно, молодцы!

Ребята, мы поедем на машинах сначала по длинной дорожке, а затем по короткой дорожке. Вставайте возле длинной дорожки, садитесь в «машины», поехали!

На полу разложены  заранее приготовленные дорожки.

Дети выполняют и проговаривают слова упражнения

На машинах едем в лес —Бр-р-р!...   

Губной вибрант внизу.

Мы не ели, мы не спали —Бр-р-р!..

Целый день мы за рулем —Бр-р-р!..

Все нам было нипочем —Бр-р-р!..

Ты, моя машина, не рычи! —Р-р-р!..       

Произносят на одном дыхании
Ты, моя машина, не урчи! —  фальцетом.Р-р-р!..               

Ты, моя машина, не фырчи! —Р-р-р!..                      

Ты, моя машина, не ворчи! —Р-р-р!..  

В.: Приехали, вот перед нами лес! Ребята, дальше на машинах нам не проехать, нужно идти пешком. Давайте выйдем из машины.

В.: Нам нужно продолжать наше путешествие.  Давайте мы с вами пройдем по этой тропинке, только будьте внимательны! Перешагиваем через сугробы, вот какие они высокие (ходьба с высоким подниманием колена),  а теперь нагнемся пониже, чтобы не задеть веточку дерева (ходьба в полном приседе).  А вот здесь нужно пройти боком, между деревьями (ходьба боком).

Воспитатель обращает внимание детей на следы.

В.: Посмотрите, на снегу видны чьи-то следы. Чьи же они? Правильно, молодцы! Но нам нужно найти зайку. Значит,  мы пойдем по следам зайчика.

 В.: Ребята, посмотрите какая красивая, волшебная  полянка! Посмотрите по сторонам, что вы видите на зимней поляне?  Какого цвета елочки? Какие елочки по высоте? Сколько елочек высоких? Сколько - низких? Покажите высокие елочки. Покажите низкую елочку. Замечательно! Правильно! Ой, ребята, смотрите, за сугробом я вижу чьи-то ушки. Как вы думаете, кто там спрятался?

Вместе с воспитателем, дети подходят к одной елочке с сугробом, из-за которого выглядывают ушки зайца, находят его.

Под аудиозапись и заставку на экране доски дети танцуют.

Дети выполняют упражнение.

В.: Посмотрите вокруг! Как здесь красиво! Какой свежий морозный воздух! Зайчик предлагает вам подышать свежим воздухом. Только дышать нужно правильно, чтобы не заболеть: сделайте глубокий вдох носом, а выдохните его  - через рот.

Зайка, отведи нас, пожалуйста, к Снеговику!

Вместе с зайцем, дети продолжают путь и выходят на полянку, где находится снеговик. Зайчик прощается с детьми и дарит им корзинку с блоками Дьенеша и льдинками Воскобовича.

В.: Ребята, посмотрите, Зайчик привел нас на полянку,  где случилась беда со Снеговиком. Что ты говоришь, Зайка? Нужно бежать к своим друзьям? Хорошо, возвращайся обратно на полянку. А это что? Корзинка с украшениями для снеговика? А в ней лежат вот такие волшебные геометрические фигуры и  прозрачные льдинки. Ребята, давайте скажем «Спасибо». Спасибо, зайка, до свидания.

В.: Ребята, давайте сделаем подарок Снеговику: мальчики украсят его костюм вот этими волшебными геометрическими фигурами, а девочки – украсят шарфик волшебными льдинками.  Согласны? Тогда приступайте к работе.

Мальчики выполняют задание на полу. Раскладывают фигуры по обручам. Воспитатель проверяет,  правильно ли дети сгруппировали геометрические фигуры, уточняет, как называются предметы в их обруче. Оценивает работы.

Девочки выполняют задание на столах – выкладывают узор из геометрических фигур – треугольников. Воспитатель оценивает работу девочек, хвалит.

После выполнения задания появляется  Снеговик.(слайд)

С.: Здравствуйте ребята! Спасибо, что вы собрали меня! Вы такие красивые и добрые, а хотите поиграть со мной?

Раз — рука, два — рука,

Дети вытягивают вперед одну руку, затем другую.

Лепим мы снеговика.

Имитируют лепку снежков.

Мы скатаем снежный ком —  

Ладонями делают круговые дви­жения по бедрам.

Вот такой, Разводят руки в стороны, показывая большую величину кома.

А потом поменьше ком

Растирают ладонями грудь.

Вот такой, 

Показывают руками величину кома поменьше.

А наверх поставим мы

Поглаживают ладонями щеки.

Маленький комок.

Соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии («маленький комок»).

Вот и вышел снеговик — Снеговичок.   

Ставят руки на бока и делают   повороты корпуса вправо-влево.

С.: Ребята, как здорово мы с вами поиграли! Но вам уже пора возвращаться в детский сад. Вернетесь вы детский сад необычным способом, а волшебным. Закрывайте глазки.

Покрутитесь, повернитесь, в детском садике ребята очутитесь! До новых встреч!

III. Рефлексия

«Метод пяти пальцев».

 

 

 

Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.

М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?  - Где мы были сегодня? (В зимнем лесу)

Б (безымянный) – близость цели. Чего достигли?  - Кого мы видели в лесу? У кого были в гостях? (У Снеговичка)

С (средний) – состояние духа. Каким было настроение? Вам понравилось?

У (указательный) – услуга, помощь.  - Что мы сделали для Снеговичка? (Помогли собрать его, украшали). Как именно мы помогли Снеговику?

Б (большой) –– Что мы сделали для укрепления своего здоровья? (гуляли в лесу, дышали свежим воздухом)

В.:Ребята, мне очень понравилось, как вы дружно помогали Снеговичку: правильно отвечали на вопросы, выполняли все задания,  хорошо вели себя в зимнем лесу. Молодцы! Наше путешествие закончилось! Возвращаемся в группу!