Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8017 Статья "Терренкур - новая форма взаимодействия с родителями"

Опубликовано 27.06.2023
Юналиева Татьяна Александровна
МБДОУ "Детский сад "Лукоморье" структурное подразделение "Родничок",
город Михайловка, Волгоградская область
Инструктор по ФК

 

Тема: «Терренкур – новая форма взаимодействия с родителями»

 

Терренкур – (нем. terrain – местность, участок, территория; и нем. kur - лечение) - метод лечения дозированными по расстоянию, времени и углу наклона пешими восхождениями по размеченным маршрутам.

Естественный терренкур лечит не только дозированной нагрузкой, но и общением с природой, чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом.

Терренкур способствует закаливанию организма, а красоты природы, спокойная  обстановка создают предпосылки для снятия нервно-эмоционального напряжения.

Существуют несколько вариантов терренкуров:

          -спортивная площадка;

          -игры на асфальте;

          -специально созданные центры;

          -тропа здоровья, экологическая тропа;

          -объекты за пределами детского сада.

      Содержание прогулок по маршруту терренкура:

             1. Познавательные беседы;

             2. Наблюдения за насекомыми, птицами, растениями;

             3. Сбор природного материала;

             4. Знакомые детям подвижные и дидактические игры;

             5. Игры на внимание;

             6. Спортивные игры;

             7. Комплекс оздоровительных физических упражнений.

Маршрут разбивается на несколько станций,

при этом они не должны быть статичны, их можно

менять в зависимости от целей и задач прогулки.( Фотографии)

В настоящее время вопрос поиска и внедрения современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей является одним из самых актуальных.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта ДО перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Открытость образовательных учреждений предполагает участие родителей в жизни ДОУ, которые являются основными социальными заказчиками. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса: вовлекаются в мероприятия детского сада, проектную деятельность, в создание условий для полноценного развития ребенка.

Одним из важных способов реализации сотрудничества с родителями для нас является организация совместной деятельности, где родители выступают в роли не пассивных наблюдателей педагогического процесса, а становятся его активными участниками.

Существует несколько форм проведения образовательных терренкуров с родителями.

1. Терренкуры для детей, которые проводят родители

Образовательные терренкуры, которые проводят для детей родители, лучше планировать раз в квартал. Ведь к таким мероприятиям нужно подготовиться. Родитель заранее продумывает маршрут: совместно с педагогом готовит задания, решает, сколько на маршруте будет остановок, какой отдых предложить детям. С темой также помогает определиться воспитатель. Это может быть тема недели или, например, в группе старшего дошкольного возраста родитель может посвятить образовательный терренкур своей профессии.

Пример

Родитель работает врачом и организует терренкур по теме «Как интересно быть врачом». На станциях родитель может предложить детям назвать медицинские предметы, которые нарисованы на картинках, пройти эстафету, в которой дети будут «доставлять витамины» воспитателю, построить из конструктора больницу будущего. Дыхательную гимнастику можно построить на знакомом: «Дышите – не дышите». На станции для отдыха можно рассказать детям простыми словами, как врач-педиатр или врач-родитель, если его специализация уже понятна детям, проводит прием, как вести себя на приеме у доктора.

Родитель ведет детей по маршруту, организует переходы от станции к станции: проводит физические упражнения, упражнения для профилактики нарушений осанки, дыхательные и другие виды гимнастик. На станциях дети выполняют творческие задания, логические задачи, участвуют в эстафетах, которые соответствуют теме терренкура.

На протяжении всего маршрута воспитатель сопровождает родителей и детей и при необходимости подсказывает. Таким образом, образовательный терренкур помогает родителям побыть на месте воспитателя и лучше понять специфику работы с детьми.

Дополнительное преимущество терренкуров, которые проводят родители, – они не нарушают запрет на массовые мероприятия. При этом взрослые участники мероприятия не должны пренебрегать требованием носить маски и перчатки на территории, если такой порядок утвержден в вашем детском саду.

2. Терренкуры, в которых родители участвуют вместе с детьми

Родители могут участвовать в образовательных терренкурах, которые проводят для детей педагоги ежемесячно по плану. Во время таких встреч педагоги показывают родителям, как организовать детскую активность, как реагировать, если дети отвлекаются или не слушаются, в каком тоне общаться с детьми в целом.

На маршруте воспитатели организуют для детей и родителей экспериментальную, исследовательскую деятельность, наблюдения, сюжетно-ролевые и подвижные игры. Для переходов между станциями желательно подобрать различные виды гимнастик. Во время образовательного терренкура педагоги дают детям задания, а параллельно обращают внимание родителей на принципы, правила, требования к организации детских игр и активностей, их важность в развитии ребенка и формировании его личности.

Родители наблюдают за тем, что делают дошкольники, как педагог регулирует и направляет детскую активность. В зависимости от заданий, которые выберет педагог, и от того, сколько родителей придет на терренкур, они могут присоединяться к детям, чтобы выполнять задания, и к педагогу, чтобы помочь провести игры. Это позволяет родителям узнать основные педагогические приемы и попробовать применить их на практике, что всегда вызывает интерес.

В ходе образовательного терренкура у родителей появляется возможность не только пройти маршрут с детьми, но и сплотиться с ними, получить педагогический опыт. Также родители открывают для себя варианты, как организовать детский досуг. Таким образом, терренкур выполняет консультативную функцию, что намного эффективнее бумажных консультаций.

3. Праздничные образовательные терренкуры

Праздничные образовательные терренкуры позволяют сделать мероприятие небанальным. Для воспитанников праздник будет сюрпризом – не придется раскрывать им сюжет заранее. Родители же смогут поучаствовать в празднике вместе с детьми и разделить детскую радость вместо того, чтобы пассивно сидеть в зале на стульчиках и наблюдать за выученной последовательностью действий – в худшем случае через экран телефона.

Цели терренкура в работе с родителями:

формирование детско-родительских отношений в процессе совместной деятельности.

Задачи:

1. Дополнить и разнообразить формы взаимодействия с семьями воспитанников.

2. Формировать у родителей и детей навыки совместной деятельности, элементы сотрудничества.

3. Познакомить родителей с эффективными способами взаимодействия с детьми.

4. Обеспечить эмоционально-положительное взаимоотношение между участниками группы (детьми, родителями и педагогами)

Лев Семёнович  Выготский считал, что воспитание ребенка состоит не в том, чтобы он приспособился к окружающей среде, а в том, чтобы сформировать личность ребенка, которая будет выходить за рамки окружающей среды. Л. С. Выготский обращал особое внимание на среду: он полагал, что именно она способствует самовоспитанию ребенка. Ученый выделял три ключевых компонента в воспитании ребенка: активный ребенок, активный воспитатель и активная среда между ребенком и воспитателем. Педагоги детских учреждений  с опорой на ФГОС ДО и педагогический опыт расширили схему Л. С. Выготского и добавили еще один компонент – активного родителя. Среда, соответственно, стала общей для трех участников образовательного процесса: детей, воспитателей, родителей. Образовательные терренкуры позволяют активизировать и обогатить детско-родительско-воспитательскую среду, что позволяет всесторонне развивать личность каждого воспитанника детского сада.