Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8018 Статья «Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста»

Опубликовано 29.06.2023

 

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста

СКАЧАТЬ (с фото)

 

МБДОУ №14 д/с «Брусничка»

Воспитатель Мингазова Гульчачак Рафитовна

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок может переживать кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней завершается интегрированием в социальную среду. Реализация дошкольными учреждениями различных программ по вхождению ребенка в общество, облегчает адаптацию малышей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе.

Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением. 
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самая ценная деятельность.

 

Предметный мир, а не только педагог побуждает ребенка к активным действиям. Только тогда ребёнок начинает проявлять себя как творческая личность. Ведь «В пустых стенах ребенок не заговорит». Е. И. Тихеева.

 

Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. В соответствии с приоритетными направлениями деятельности дошкольных учреждения эстетически оформляют помещение группы, а также обеспечивают самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка, посещающего детский сад.

 

Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. (высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций, ...) Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного   успеха.