Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 57 «Аленушка» города Рубцовска
Рассмотрено: на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 57 «Алёнушка» протокол № ___ от «____» _________ 20___ г. |
Согласовано: советом Учреждения МБДОУ «Детский сад № 57 «Алёнушка» протокол № ___ от «____» _________ 20___ г
|
Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 57 «Алёнушка» ____________О.В.Такмакова «____»____________20____г. |
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
на 2020- 2021годы
СКАЧАТЬ (полный материал)
Авторы - составители:
Терехова Н.В., воспитатель
Киселева Л.И., воспитатель
г. Рубцовск
2020 год
№ п/п |
Название материала |
Стр. |
1 |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
3 |
1.1 |
Пояснительная записка |
3 |
1.1.1 |
Цели и задачи реализации Программы |
5 |
1.1.2. |
Принципы и подходы к формированию Программы |
6 |
1.1.3 |
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
8 |
1.1.4 |
Географическое месторасположение |
12 |
1.1.5 |
Характеристика социокультурной среды |
12 |
1.1.6 |
Характеристики особенностей развития детей 5-6 лет.
|
14 |
1.2 |
Планируемые результаты освоения Программы |
18 |
1.2.1 |
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте |
18 |
1.3 |
Внутренняя система оценки (развивающее оценивание) качества образовательной деятельности по Программе |
19 |
2 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
22 |
2.1 |
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка |
22 |
2.1.1 |
Общая характеристика и задачи развития 5-6 лет |
23 |
2.2 |
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов |
30 |
2.3 |
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. |
32 |
2.4 |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников |
33 |
3 |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
36 |
3.1. |
Материально-технические оснащение |
36 |
3.1.1. |
Развивающая предметно-пространственная среда |
40 |
3.2 |
Психолого-педагогические условия |
47 |
3.3 |
Распорядок и /или режим дня |
48 |
3.4 |
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий |
51 |
3.5 |
Планирование образовательной деятельности |
53 |
3.6 |
Программа методического обеспечения |
53 |
3.7 |
Допустимые объемы образовательной нагрузки |
59 |
3.8 |
Условия реализации программы |
60 |
3.9 |
Литература |
61 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно- образовательных технологий, обновление содержания работы для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием в дошкольных образовательных учреждениях .
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
В «Программе» учитываются концептуальные положения общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется на:
- современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира;
- философской теории познания, теории речевой деятельности, о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.
В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентской структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».
Настоящая «Программа» носит коррекционно-развивающий характер.
В ней предусмотрено разностороннее развитие детей, направленное на обучение детей навыкам пользования связной речью, свободной от заикания. коррекция недостатков речевого развития, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Она предназначена для обучение и воспитания заикающихся детей 5-6 лет.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
с документами Министерства образования и науки РФ
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
с документами Федеральных служб
- постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26
«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
с региональными документами
- Стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 «Петербургская Школа 2020»;
с локальными документами
- Уставом государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.
Данная программа разработана на основе следующих образовательных программ:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой)
При разработке рабочей программы использованы также следующие дополнительные программы
- «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» Допущена к использованию в образовательном процессе образовательных организаций экспертным научно-методическим советом Комитета по образованию Правительства СПб. Издательство СПб ЦДК проф. Л.Б.Боряевой;
- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» . Рекомендована Учёным Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». Москва «Просвещение» 2008 (автор-составитель Г.В.Чиркина);
- «Программа логопедической работы с заикающимися детьми» . Рекомендована Учёным Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». Москва «Просвещение» 2008 (автор-составитель авт.С.А. Миронова)
- « Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» И,Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская Москва. «Просвещение» 1993г.
- « Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников»(автор: Г.А.Волкова. СПб, Детство- Пресс.2003
- Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи» Спб, Издательство «Союз» 2001г;
- Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи» Москва 2001г.
- Н.С. Жукова «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» Москва. «Просвещение» 1990г.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 57 «Аленушка»
(далее – Организация, Программа)разработана:
- в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155) (далее – ФГОС дошкольного образования);
- в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014) (далее – Порядок);
- c учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
Программа cформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
- Цель Программы – проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с нарушениями речи (заикание), его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
- устранение заикания
- создание условий для личностного развития ребёнка, для устранения речевых недостатков у детей с ТНР, развития творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками
- обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Задачи Программы:
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка с нарушениями речи (заикание) в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках адаптированной образовательной программы дошкольного и образовательных программ начального общего образования;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей с нарушениями речи (заикание), в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей с нарушениями речи (заикание);
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с нарушениями речи (заикание);
- создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с нарушениями речи (заикание).
- способствование обучения и постепенного овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью
- способствование общего развития дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития;
- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- обеспечение развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
- способствование объединению обучения и воспитания в целостной образовательный процесс, а также обеспечить взаимодействие всех участников образовательных отношений;
- укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей в различных видах детской деятельности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии с ФГОС дошкольного образования Программа разработана с учетом следующих основных принципов дошкольного образования:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);
- принцип ступенчатости, который позволяет вести коррекционно-воспитательную работу с постепенным нарастанием ее интенсивности;
- принцип поэтапности в воспитании речи определяет структуру и организацию коррекционно-воспитательной работы.
- принцип использования игровой деятельности в устранении заикания должен опираться на доступность речевого материала; последовательность в развертывании игрового сюжета от простого к сложному;
- принцип ступенчатости, который позволяет вести коррекционно-воспитательную работу с постепенным нарастанием ее интенсивности
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми