Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6429 АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (с заиканием)

Опубликовано 18.03.2021

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 57 «Аленушка» города Рубцовска

 

Рассмотрено:

на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 57 «Алёнушка» протокол № ___

от «____» _________ 20___ г.

Согласовано:

советом Учреждения

МБДОУ «Детский сад № 57 «Алёнушка» протокол № ___

от «____» _________ 20___ г

 

 Утверждаю:

 Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 57 «Алёнушка»

____________О.В.Такмакова

«____»____________20____г.

 

 


 

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

на 2020- 2021годы

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

 

                                                                                     Авторы - составители:

                                                                           Терехова Н.В., воспитатель

                                                                            Киселева Л.И., воспитатель

 

 

 

г. Рубцовск

2020 год


 

№ п/п

Название материала

Стр.

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1

Цели и задачи реализации Программы

5

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

6

1.1.3

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

8

1.1.4

Географическое месторасположение

12

1.1.5

Характеристика социокультурной среды

12

1.1.6

Характеристики особенностей развития детей 5-6 лет.

 

 

14

1.2

Планируемые результаты освоения Программы

18

1.2.1

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

18

1.3

Внутренняя система оценки (развивающее оценивание) качества образовательной деятельности по Программе

19

2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

22

2.1

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

22

2.1.1

Общая характеристика и задачи развития 5-6 лет

23

2.2

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

30

2.3

Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

32

2.4

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

33

3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

36

3.1.

Материально-технические оснащение

36

3.1.1.

Развивающая предметно-пространственная среда

40

3.2

Психолого-педагогические условия

47

3.3

Распорядок и /или режим дня

48

3.4

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

51

3.5

Планирование образовательной деятельности

53

3.6

Программа методического обеспечения

53

3.7

Допустимые объемы образовательной нагрузки

59

3.8

Условия реализации программы

60

3.9

Литература

61

 


 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Одной  из  ведущих  линий  модернизации  образования  является  достижение  нового  современного  качества  дошкольного  образования. Это  вызывает  необходимость  разработки  современных  коррекционно- образовательных  технологий, обновление  содержания  работы   для  детей  с тяжёлым нарушением речи, заиканием в  дошкольных  образовательных  учреждениях .

На  сегодняшний  день  актуальна  проблема сочетаемости  коррекционной  и общеразвивающей  программы  с  целью  построения  комплексной  коррекционно-развивающей  модели, в  которой  определено  взаимодействие  всех  участников  образовательного  процесса  в  достижении  целей  и  задач  образовательной  программы  детского  сада.

Решение  данной  проблемы  возможно  через  разработку  рабочей  программы, интегрирующей  содержание  комплексной  и  коррекционных  программ.

В «Программе» учитываются  концептуальные  положения  общей  и  коррекционной  педагогики, педагогической  и  специальной  психологии. Она  базируется  на:

-       современных  представлениях  лингвистики  о  языке  как  важнейшем  средстве  общения  людей, освоения  окружающей  действительности  и  познания  мира;

-       философской  теории  познания, теории  речевой  деятельности, о  взаимосвязях  языка  и  мышления, речевой  и  познавательной  деятельности.

В  основе  «Программы»  лежит  психолингвистический  подход  к  речевой  деятельности  как  к  многокомпонентской  структуре, включающей  семантический, синтаксический, лексический, морфологический  и  фонетический  компоненты, предполагающей  интенсивный  и  экстенсивный  пути  развития  и  формирование  «чувства  языка».

Настоящая  «Программа»  носит  коррекционно-развивающий  характер.

 В  ней предусмотрено  разностороннее  развитие  детей, направленное на обучение детей навыкам пользования связной речью, свободной от заикания. коррекция  недостатков  речевого  развития, а  также  профилактика  вторичных  нарушений, развитие  личности, мотивации  и  способностей детей  в  различных  видах  деятельности.  Она  предназначена  для  обучение  и  воспитания  заикающихся детей  5-6 лет.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

с документами Министерства образования и науки РФ

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.   № 1155   «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014         «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

с документами Федеральных служб

  • постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г.  № 26    

  «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

 

с региональными документами

  • Стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга     2011-2020 «Петербургская Школа 2020»;

с локальными документами

  • Уставом государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района  Санкт-Петербурга.

 

Данная программа   разработана на основе следующих образовательных программ:

  • Основная  общеобразовательная  программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга
  •   Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой)

 

При разработке рабочей программы использованы также следующие дополнительные программы

 

  • «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями  речи» Допущена  к  использованию  в  образовательном  процессе  образовательных  организаций  экспертным  научно-методическим  советом  Комитета  по  образованию  Правительства  СПб.  Издательство  СПб  ЦДК  проф. Л.Б.Боряевой;
  • «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» . Рекомендована  Учёным  Советом  ГНУ «Институт  коррекционной  педагогики  Российской  академии  образования».  Москва  «Просвещение»  2008 (автор-составитель  Г.В.Чиркина);
  •  «Программа  логопедической работы с заикающимися детьми» . Рекомендована  Учёным  Советом  ГНУ «Институт  коррекционной  педагогики  Российской  академии  образования».  Москва  «Просвещение»  2008 (автор-составитель  авт.С.А. Миронова)
  • « Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» И,Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская Москва. «Просвещение» 1993г.
  •  « Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников»(автор: Г.А.Волкова. СПб, Детство- Пресс.2003
  • Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова «Формирование лексики  и  грамматического  строя  у  дошкольников  с  общим  недоразвитием  речи» Спб, Издательство «Союз» 2001г;
  • Т.А.Ткаченко «Учим  говорить  правильно. Система коррекции  общего  недоразвития  речи»   Москва  2001г.
  • Н.С. Жукова «Преодоление  общего  недоразвития  речи  у  дошкольников»  Москва. «Просвещение» 1990г.

 

 

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 57 «Аленушка»

 (далее – Организация, Программа)разработана:

- в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);

- в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155) (далее – ФГОС дошкольного образования);

- в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014) (далее – Порядок);

- c учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

Программа cформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

  • Цель Программы – проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с нарушениями речи (заикание), его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
  • устранение заикания
  • создание условий для  личностного развития ребёнка, для  устранения  речевых  недостатков у детей с ТНР, развития  творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками
  • обеспечения   эмоционального  благополучия   посредством  интеграции  содержания  образования  и  организации  взаимодействия  субъектов  образовательного  процесса.

 

Задачи Программы:

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка с нарушениями речи (заикание) в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках адаптированной образовательной программы дошкольного и образовательных программ начального общего образования;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей с нарушениями речи (заикание), в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей с нарушениями речи (заикание);

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с нарушениями речи (заикание);

- создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с нарушениями речи (заикание).

  • способствование  обучения  и  постепенного овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью
  • способствование  общего  развития  дошкольников  с  ТНР, коррекции  их  психофизического  развития;
  • создание  благоприятных  условий  для  развития  детей  в  соответствии  с  их  возрастными  и  индивидуальными  особенностями  и  склонностями;
  • обеспечение  развития  способностей  и  творческого  потенциала  каждого  ребёнка  как  субъекта  отношений  с  самим  собой, с  другими  детьми, взрослыми  и  миром;
  • способствование  объединению  обучения  и  воспитания  в  целостной  образовательный  процесс, а  также обеспечить  взаимодействие  всех  участников  образовательных  отношений;
  •  укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей в различных видах детской деятельности;
  • обеспечение  психолого-педагогической  поддержки  семьи  и  повышение  компетентности  родителей  в  вопросах  развития  и  образования, охраны  и укрепления  здоровья  детей.

 

 

 

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

В соответствии с ФГОС дошкольного образования Программа разработана с учетом следующих основных принципов дошкольного образования:

  • принцип  развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  •  принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);
  • принцип ступенчатости, который позволяет вести коррекционно-воспитательную работу с постепенным нарастанием ее интенсив­ности;
  • принцип поэтапности в воспитании речи определяет структуру и организацию коррекционно-воспитательной работы.
  • принцип использования игровой деятельности в устранении заикания должен опираться на доступность речевого материала; последовательность в развертывании игрового сюжета от простого к сложному;
  • принцип ступенчатости, который позволяет вести коррекционно-воспитательную работу с постепенным нарастанием ее интенсив­ности
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • принцип поддержки  инициативы  детей  в  различных  видах  деятельности;
  •  принцип формирование  познавательных  интересов  и  познавательных  действий  в  различных  видах  деятельности;
  • комплексно-тематический  принцип построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого     и детей и самостоятельной деятельности дошкольников
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми