Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Дюймовочка»
Обобщение опыта по теме
«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
СКАЧАТЬ (полный материал)
Подготовила: воспитатель
Крышмарю Мария Александровна
г. Ханты-Мансийск , 2023г.
Актуальность.
Воспитание духовно-нравственных начал у дошкольников – это сохранение и приумножение чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности и гармонии личности.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовно - нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Таким образом, при построении воспитательной работы с детьми важно не сломать внутренний мир ребёнка, но, используя эту детскую простоту, увлечённость играми, направить в нужное русло, не засушить, но обогатить и развить эти чистые детские качества: любовь к близким, Родине, родной природе, почитание старших, стремление к добродетели, милосердию, чувство долга, чести, порядочность, послушание.
Начав работать в ДОО, с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что вопросы духово- нравственного воспитания актуальны в наше время.
Выбранная мною тема была поделена на подтемы, наиболее актуально раскрывающие потребности детей в духовно-нравственном воспитании:
- первый год взяла тему «Духовно- нравственное воспитание через малые фольклорные жанры, как средство активизации речевой активности у детей 1,6-3 лет».
- второй год работы работала по теме: «Сказка, как средство духовно–нравственного воспитания дошкольников».
- третий год - «Духовно-нравственное воспитание детей в процессе театрализованной деятельности».
Основная цель педагогического опыта - обеспечить условия становления и развития духовно-нравственной личности ребёнка.
Мною были поставлены следующие задачи:
- Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
- Создать условия для восприятия целостной картины мира.
- Формировать чувство любви к Родине на основе ценностного отношения к природному и культурному наследию
- Формировать духовные качества личности;
- Содействовать развитию творческих задатков и способностей детей;
- Интегрировать деятельность всех социальных институтов: семьи, детского сада, общественных организаций в процессе духовно-нравственного воспитания.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только духовно –нравственные качества, но и формируют его отношения со взрослыми и сверстниками.
Для реализации этих задач мною так же отобраны следующие принципы:
1.принцип личностного подхода: признание личности ребёнка, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие;
2.принцип человечности (гуманизма): предполагает отношение ребёнка на доброту;
3.принцип социокультурной открытости: уважение к нормам и традициям разных культур.
Новизна опыта
Новизна опыта ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одной из основных целей которого является объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. А так же новизна опыта работы состоит в разработке системы работы воспитателя по воспитанию у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта: материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных образовательных учреждениях воспитателями групп старшего дошкольного возраста.
Трудоемкость опыта
Трудоемкость опыта заключалась в:
•подборе методической литературы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.
•разработке критериев развития детей и уровня сформированности знаний по духовно – нравственному развитию детей.
•вовлечении родителей к совместной работе по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к родному краю, к своей стране. Таким образом, чтобы воспитать духовно – нравственные качество у дошкольников необходимо использовать различные формы и методы организации детской деятельности.
Работая с детьми раннего возраста поняла, что особое значение для развития ребенка имеет фольклор.
Важнейшим источником воспитания являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пестушки, потешки, прибаутки, песенки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей раннего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, колобок- румяный бок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения малышам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
В младшей группе, сказки - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через сказки ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Работа сказками помогает Воспитывать у детей умение слушать большую по объёму сказку и понимать её содержание, Помочь понять её содержание, оценить поступки героев.
Сказка «Репка» (настольный театр), Сказка «Козлятки и волк», Сказка «Колобок», Сказка «Три медведя», Сказка «Заюшкина избушка», Сказка «Теремок», Сказка «Маша и медведь», «Курочка Ряба» (рассказывание сказки (с использованием театра би-ба-бо).
В работе с детьми среднего возраста я использовала театрализованную деятельность : игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры:
Работа началась с темами: знакомство с театром, виды театров, кто работает в театре, правила поведения в театре, с/р игра «Театр».
Артикуляционные гимнастики направлены на развитие речевой артикуляции у детей, так же это способствует четкому и правильному произношению звуков, улучшает речь и помогает избежать артикуляционных ошибок.
Пальчиковые игры направлены на развитие моторики рук, координации движений и тактильной чувствительности у детей. Они помогают развивать мелкую моторику пальцев, улучшают ощущение пространства, формируют навыки работы с предметами и улучшают моторные навыки рук. Пальчиковые игры также способствуют развитию внимания, концентрации и воображения у детей. («Грибы», «Любимые игрушки», «Овощи - фрукты», «Теремок», «Замок»).
Театрализованные игры направлены на развитие эмоциональной выразительности, воображения и творческого мышления у детей. Они способствуют раскрытию детской индивидуальности, улучшают коммуникативные навыки, развивают умение играть в команде и выступать перед аудиторией. Театрализованные игры также способствуют развитию памяти, внимания и общей моторики детей. («Успокой куклу», «Теремок»; игра «Перебежки»; «Веселый бубен», Игра «Эхо» игра «Лиса и волк» «Ловим комариков»; «Волшебный стул»; «Чудесные превращения» ,«Волк и овцы»)
При работе с детьми использовались следующие методы обучения:
Наглядно-действенный метод :
-показ сказок (педагогами, детьми);
-рассматривания книжных иллюстраций, репродукций;
-проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
-наблюдений;
-воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
-чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
-чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
-бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
-ответов на вопросы педагога, детей;
рассказов детей о своих впечатлениях;
- разбора жизненных ситуаций;
Практический метод использовался, когда необходимо:
-организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия, развлечения), ручной труд (подарки для мамы, папы и т.д.)
-проведение игр: со строительным материалом («Построй дом, в котором будет жить друг»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные.
Работая над темой духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста я использовала следующие методические технологии:
-Технология проектной деятельности: при применении проектной деятельности наблюдается высокая активность воспитанников; увеличение глубины и объёма полученных знаний, приобретенных умений. Мною были разработаны и реализованы следующие проекты: «В гостях у сказки».
-Так же в своей работе широко использовала игровые технологии. В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества. Игры воспитывают правильное отношение к труду, заботе о других и так далее. Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей в детском саду,
-Информационно-коммуникационные технологии. При использовании ИКТ эффективность работы с детьми повышается, увеличивается интерес к обучению, повысилось качество усвоения программного материала детьми.
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов; обмен опытом.
Предметно – пространственная развивающая среда.
Для духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста необходимы некоторые очень важные условия, одним из которых является создание определенной предметно – пространственной развивающей среды. Мышление дошкольника наглядно – образное, поэтому так необходимо насытить окружающую действительность ребёнка предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чём говорит педагог. В моей группе оформлен уголок патриотического воспитания, в котором содержаться материалы по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой, также в группе оформлен уголок по социально – нравственному воспитанию где собраны следующие материалы: «В гостях у сказки», в котором размещены различные виды театров, маски для игр-драматизаций, дидактические игры по сюжетам русских народных сказок, , подвижные игры, спортивные игры, игры со строительным материалом
Приобщение к русской народной культуры - иллюстрации и тематические папки по темам : «Как жили люди на Руси», «Как наши предки выращивали хлеб», «Откуда что берётся», «Русские народные костюмы», «Русские православные праздники», «Русские народные игрушки», «Народный календарь»; предметы старины (расписные ложки, плошки, платки, вышивка, одеяло лоскутное, кружева и т.д.), народные игрушки (богородские игрушки, матрешки , дымковские, филимоновские игрушки), предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, «Русская печь», куклы в национальных костюмах. Можно представить тематические подборки: «Стихи о Родине», «Стихи о семье», «Стихи о родном городе»..
Также были подобранны дидактические игры по теме: «Назови ласково», «Круг желаний», «Вспомни сказку», «Добро – зло», «Тайный друг», «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай», «Нужно - нельзя», «Научи послушанию», «Благородные поступки», «Вежливые слова», «Как я дома помогаю?» и др.
Организация работы с родителями.
Работа с родителями. Воспитание духовно- нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Работа с родителями требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания духовно – нравственных качеств, патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Привлечение семьи к воспитанию духовно – нравственных качеств дошкольника требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости.
В группе проводились мероприятия: следующие конкурсы: Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками», Изготовление кукол, героев сказок, персонажей потешек из бросового материала, Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой» Показ спектакля «Теремок», Досуг «Кто к нам в гости пришёл?», Открытый просмотр в рамках весеннего утренника: театрализация сказки «Теремок», и др.
В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребёнка, стараются понять его чувства. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей повышается самооценка. Работая с родителями по данной теме, ежегодно проводила анкетирование. На заключительном этапе провела сравнительный анализ.
Приобретенный опыт способствовал не только положительной динамике развития формирующей личности, но и открыл лично для меня новые перспективы в работе, помог единению семьи и детского сада.
Результаты диагностики детей 1 младшей группы «Духовно- нравственное воспитание через малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 1,6-3 лет».
Начало года (конец года)
53%- отвечает на вопросы воспитателя (87% - конец года)
56% - хорошо общается в игре со сверстниками (88% - конец года)
63% -может слушать произведения художественной литературы (97%- конец года).
Проведенное исследование позволило доказать, что дети 1,6-3 лет достаточно чутко реагируют в процессе лексического развития и обогащения словаря, он хорошо запоминают и легко узнают разнообразные сказки, потешек, прибаутки.
Результаты диагностики детей 2 младшей группы «Сказка, как средство духовно–нравственного воспитания дошкольников». (3 до 4 лет).
В конце года дети стали лучше ориентироваться в знаниях русских народных сказок, стали лучше анализировать поступки персонажей, соотносить свои поступки и поступки персонажей.
Результаты по критериям: начало уч. года:
Начало года (конец года)
Высокий– 11%, Высокий – 36,
Средний – 46%, Средний – 50%,
Низкий – 43%, Низкий – 14%.
Результаты диагностики детей средней группы «Духовно-нравственное воспитание в процессе театрализованной деятельности».
Начало года (конец года)
Высокий 28% Высокий 41, 7
Средний 41,0% Средний 47,3
Низкий 31% Низкий 11%
Театрализованная деятельность помогла развить интересы и способности ребенка, научились преодолевать робость, застенчивость и неуверенность в себе. что способствовало общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, эмоций при проигрывании ролей.