Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8470 Статья ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Опубликовано 20.03.2024

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У  ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

А.Н.Чебукова,А.В.Яковлева

МБДОУ « Детский сад №208» г. Чебоксары nastya04099909@mail.ru

 

Аннотация:в данной статье раскрывается проблема семейных ценностей, семейных и родственных связей.

Ключевые слова: родословная семьи, семейные ценности, формированию представлений о родословной семьи.

В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.

А семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Для ребенка семья – это источник психологической защиты и эмоциональной поддержки. Его знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живет семья.

Семья в современном обществе играет огромную роль. В любом человеке заложено понятие семьи, усвоенное еще с детства: это отношения между отцом и матерью, отношение к старшему поколению, а самое главное – это микроклимат в семье, комфорт и уют родительского дома. Вот почему очень важно, чтобы ребенка с рождения окружали комфорт и уют, доброта, уважение и любовь; взаимопонимание и выручка. Это составные части семейных ценностей, которые положительно влияют на воспитание подрастающего поколения. Если семейные ценности и традиции существуют в семье, то ребенок в будущем построит свою семью, используя их.

Очень часто ежедневное общение родителей с ребенком, ограничивается обсуждением того, что было на обед, чем занимались на занятиях, какого было его поведение. Но для ребенка очень важно внимание со стороны родителей, ощущение того, что его любят, прислушиваются к его мнению, а самое главное, его не просто выслушают, а услышат!

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие людей. Ознакомление детей с понятием «семья возможна без поддержки самой семьи».

Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об увиденном, услышанном, о важных событиях. В жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейно — бытовые праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, проводы в армию, вступление в трудовую жизнь, выход ветеранов труда на пенсию и т. п. Многие из этих событий отмечаются в общепринятом порядке не только в семейном масштабе, но некоторые из них — в каждой семье по — своему. Дни рождения детей и взрослых в семье, вполне естественно, должны праздноваться по — разному, но главное должно заключаться в том, чтобы об имениннике не забывали, чтобы не было на таком празднике скуки и однообразия, чтобы на торжестве детей родители не чувствовали себя лишними и не вынуждены были их оставлять

   Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Главный смысл и цель семейной жизни —воспитание детей. Главная школа воспитания детей —это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима

.

 

Взаимодействие воспитателей с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. У детей старшего дошкольного возраста необходимо побуждать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к историисвоего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, -передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику.

Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.

Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.

Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности у дошкольников, мы наметили следующие цель:

  1. повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
  2. Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:
  3. создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
  4. привлечь родителей в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи;
  5. предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
  6. вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории;
  7. показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
  8. воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

В формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в своей работе используем ведущим видом деятельности является игра. Для разработки технологии формирования семейных ценностей мы используем: психологические игры, ролевые игры, сказкотерапию, музыкотерапию и т.д., например, ребенку предлагается сочинить сказку о семье, в которой он расскажет о вымышленных героях, их профессиях и увлечениях.  

Ошибочно предполагать, что семейные ценности могут сформироваться у ребенка только стихийным путем. Как правило, если не уделять данному процессу должного внимания, то семейные ценности становится «неполноценным». Упуская определенные детали, родители провоцируют у детей чувство отстраненности, ограниченности, тревоги. Старший дошкольник в силу возраста уже способен дать некую оценку себе и другим людям, характеру отношений внутри семьи, воспринимать и анализировать отношение к себе со стороны окружающих. Взрослые члены семьи в большинстве случаев не замечают, что неправильно взаимодействуют с ребенком. Именно поэтому необходимо целенаправленно организовывать формирование семейных ценностей детей младшей дошкольного возраста.

Прикосновение к истории семейных ценностей и традиций своей семьи вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Таким образом, семейные традиции в жизни детей дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь «каждый день, проведенный в семье – это праздник» ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется членам всей семьи. Семейные ценности и традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни, и главное характеризуют семью, как коллектив.

 

Литература

 

1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ.

2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80

3. Буланова Д. Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста. // теория и практика общественного развития(2015, № 3) Волгоград: Учитель. 2007г.

4. Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2007 . – 265с.

5. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm - ISSN 2304-120X.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.

7.Антонова Л. И., Цветкова Н. А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. — 2006. — № 1.

8.Гладкова Ю. Проблемы взаимодействия педагога и семьи // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 4. — с.103–110. Широких О., Космачёва Н.

9.Вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 4. — с.42 Шмаков С. А. Досуговая педагогика. — Екатеринбург, 2004.