Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8486 «Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста. Метод sandplay»

Опубликовано 27.03.2024

 

Чиркина Ольга Юрьевна

Воспитатель

МДОУ Д/с № 18 «Солнышко»

Челябинская область, город Кыштым

«Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста. Метод sandplay»

 

 

 

План самообразования по художественно – эстетическому воспитанию детей старшего – подготовительного возраста

на 2023-2024 учебный год

 

 

««Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста. Метод sandplay»

 

 

 

 

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмём в игру… Подобно Богу

Мы создадим свой мир Чудес,

Пройдя познания Дорогу.

Д. Фролов

Введение

   На современном этапе развития образования особо актуальным является использование нетрадиционных подходов в работе с детьми. Сегодня в арсенале дошкольных образовательных организаций существует огромное количество форм и методов в работе с дошкольниками, позволяющих влиять на их гармоничное развитие личности. К одному из таких методов по праву можно отнести песочную терапию, которая представляет собой один из видов арт-терапии. Песочная терапия является современной методикой «терапии песком». По своей сути она представляет игровую технологию, которая обеспечивает развитие положительных эмоций у детей, стимулирует ребенка к развитию познавательных навыков, выступает в качестве развивающего средства.         Несмотря на актуальность и достаточную изученность вопроса использования песочной терапии в работе с детьми, в настоящее время наблюдается дефицит ее применения педагогами дошкольных образовательных организаций. Это связано, в первую очередь, в недостаточном материальном оснащении предметно-развивающей пространственной среды, во-вторых, в отсутствии у воспитателей опыта использования данной технологии. А между тем, дети, активно играющие с песком, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу могут обеспечить большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Обозначенные противоречия определили выбор моей темы по самообразованию: «Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста. Метод sandplay».

 

 

Актуальность выбранной темы:

   Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.

  Работая не один год с детьми, я заметила, что песок для малышей обладает некой магической силой. В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.

  В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

    Я, считаю, что песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать мне о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и я получаю возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику. Песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев, развивает фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

    Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

   Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет места и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии мои дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это им бесконечно приятно.

 

 

Цель опыта работы: теоретическое рассмотрение и практическое использования песочной терапии в развитии детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний по данной теме путём изучения необходимой литературы.
  • Изучить сущность и содержание понятия «песочная терапия» и ее влияние на развитие детей дошкольного возраста.
  •  Создать необходимую развивающую среду.
  •  Рассмотреть основные песочные игры, используемые в дошкольной образовательной организации.
  •  Развивать мелкую моторику пальцев рук ребёнка, их тактильные ощущения посредством определённых игровых упражнений.
  •  Научить соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, находить, способы решения проблемных ситуаций.
  •  Помочь детям преодолеть комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок.
  •  Упражнять детей в наблюдательности и умении мыслить творчески.
  •  Обобщить свой педагогический опыт и распространить его среди коллег.

 Гипотеза: мы предположили, что использование «педагогической песочницы», обеспечивающей учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, организацию совместной деятельности взрослого и ребенка, может стать эффективным условием развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Вид самообразования: практико-ориентированный, долгосрочный.

Срок реализации: (долгосрочный) один учебный год.

Участники: Успешная реализация проекта предусматривает активное участие в нём:

 • Педагогов;

• Детей дошкольного возраста (5-7лет);

• Родителей (законных представителей) и других родственников.

 

Ожидаемые результаты: Реализация проекта ожидает следующие результаты:

У детей: 1. Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния;

 2. Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т. д.);

3. Повышение тактильно-кинетическуой чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;

4. Повышение уровня развития психических познавательных процессов;

 5. Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;

6. Повышение самооценки дошкольника; 7. Воспитание положительных нравственных качеств личности.

У педагогов: 1. Повышение уровня самообразования.

2. Расширение представлений о возможностях песочной терапии в речевом, социально-личностном развитии детей дошкольного возраста.

 3. Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию комфортных условий детей в ДОУ.

У родителей: 1. Повышение интереса к использованию песка в развитии детей дома.

2. Совместная продуктивная деятельность детей и родителей.

 3. Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию комфортных условий детей в ДОУ

 

Основная аналитическая часть: Свою работу мы распределили по этапам.

 

Название раздела

Содержание работы

1

«Диагностический»

подбор и изучение теоретического материала по теме: книги, журналы, интернет-ресурсы.

 

2

«Прогностический»

 

определение целей и задач работы

3

«Организационный»

составление индивидуального плана работы педагога с детьми, родителями и педагогами. Создание необходимой развивающей среды: изготовление песочницы, подготовка песка, подбор разнообразного мелкого материала (игрушки, фигурки, камни, ракушки, крышки и т. д.) Подбор игр с использованием песка и изготовление картотеки

4

«Практический»

включение элементов песочной терапии в организованную образовательную деятельность и самостоятельную деятельность детей, а именно в игровую деятельность. Практические выводы и рекомендации коллегам

 

 

 

План работы

Раздел

Сроки

Содержание работы

Изученние методической литературы

Сентябрь- май

  1. Аромштам,М. Игры на влажном песке. -Дошкольное образование: издательского дома «Первое сентября».2006
  2. Бережная,Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоциональноволевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. -2007
  3. Бондарцева,С. Н. Домик развития можно строить на песке.- Педагогический вестник. -2006
  4. Васильченко Л. И. Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка. Развитие и коррекция-2001

 

  1.  Грабенко,Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. – Дошкольная педагогика. -2004

Изучение опыта коллег

(посещение семинаров,

прослушивание вебинаров,

мастер-классов)

 

Сентябрь-май

 

  1. Просмотр записи вебинара «По следам песочной картины»(Автор: Ирина Яшагина, педагог-психолог) Ссылка на вебинар: https://eduregion.ru/webinars/pesochnaya-terapiya/

 

  1. Просмотр записи мастер-класса «Развитие мелкой моторики и речи дошкольников методами песочного рисования»

(Автор: Никитина О.Н., психолог) Ссылка на запись мастер-класса:

https://www.youtube.com/watch?v=c5nP5pYk6bM

 

  1. Просмотр записи мастер-класса «Игры и упражнения с песком для дошкольников» (Автор: Вандушева О.А.,педагог-психолог ДОУ)

Ссылка на запись мастер-класса: https://www.youtube.com/watch?v=h-71nuDHY2I

 

Посещение курсов повышения

квалификации

 

Сентябрь-май

Песочная терапия и арт-терапия с дошкольниками 

Учебно-методический портал — УчМет www.uchmet.ru

 

Пополнение предметно-

развивающей среды

Сентябрь - май

Разработка упражнений для детей с использованием различных видов

песка».

Разработка методического пособия: «Картотека

пальчиковых упражнений на песке».

 

Пополнение коллекции фигурок ,трафареты, кисти разного диаметра, природный материал и тд

 

Работа с детьми (разработка материалла)

Октябрь – май

  1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).
  2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
  3. Дидактические игры-упражнения — «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
  4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
  5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки»
  6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».
  7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
  8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
  9. Устраиваются дни погружения, например, «День песка»; тематические праздники: «Праздник песка», «Праздник новых формочек» и т.д.

 

Работа с семьей

(Разработка и подбор информации)

Октябрь – май

  1. Родительское собрание в форме семинара – практикума на тему «Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности»
  2. Мастер – класс на тему «Песочная терапия в работе с дошкольниками».
  3. Консультации «Песочная терапия для детей», «Игры и упражнения для детей с песком в домашних условиях»
  4. Создание папки – передвижки «Игры с песком для детей на летнем отдыхе», «Игры с песком – лучшее развлечение для детей на пляже»
  5. Конкурс работ «Картины из песка»

Работа с педагогами

Октябрь- май

  1. Консультации: «Песочные игры и их польза для детей», «Использование песочных игр в работе по развитию речи старших дошкольников»
  2. Создание буклета «Игры детей с песком и водой»
  3. Мастер – класс на тему «Песочная терапия в работе воспитателя»

 

Самореализация

Май

  1. Мастер – класс на тему «Песочная терапия в работе воспитателя»
  2. Выставка «Картина из песка»