Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5861 Консультация для педагогов "Краеведение - основа патриотического воспитания"

Опубликовано 26.03.2020

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Детство»

 

Консультация для педагогов  на тему

«Краеведение — основа патриотического воспитания»

СКАЧАТЬ (с фото)

 

 

Составила воспитатель

высшей квалификационной категории

 Туркина Валентина Ильинична

 

 

Г. Котельники 2020г.

 

Современная система российского дошкольного образования одной из приоритетных задач выдвигает патриотическое воспитание в детском саду.

Под патриотическим воспитанием дошкольников понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое нацелено на раскрытие и формирование в ребёнке6

  • общечеловеческих качеств личности,
  • приобщение к истокам национальной региональной культуры,
  • природе родного края, 
  • воспитание эмоционально-действенного отношения,
  • чувства сопричастности,
  • привязанности к окружающим.

Одним из способов при организации правильного патриотического воспитания в ДОУ - является краеведение.

А что же такое – краеведение?

По определению С. И. Ожегова – это изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно – исторических, экономических, этнографических особенностей.

На сегодняшний день краеведение становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника.

Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой региона, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Цель краеведения— воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры).

 

 

Задачи краеведческой работы в ДОУ:

  • формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;
  •  воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
  •  развивать бережное отношение к городу (природа);
  • формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Краеведческую деятельность можно разделить на три направления:

  • культурно-историческое;
  • нравственно-патриотическое;
  • духовно-нравственное.

Культурно-историческое

Целью данного направления является формирование представления у ребят ценностей и научно-обоснованной картины мира, приобщения их к общечеловеческим ценностям, природному, историческому наследию, воспитания потребности в культурном обогащении. Это направление может реализоваться через следующие мероприятия:

  • поход к памятникам: «Неизвестного солдата», мемориал «Журавли», "Танк"
  • музей «Белая Дача»,
  • мини-музей детского сада «Русская изба», «Народные промыслы Подмосковья», «История Матрешки»
  • посещение МБУК   централизованная библиотечная система
  • чтение русских народных сказок, изучение фольклора
  • подвижные игры "Лапта", "Жмурки", "Горелки"
 
   


видеопрезентации «Города России», «Богатый мир природы России»

 

Нравственно - патриотическое

Цель: воспитание гражданина и патриота России, своего края, Малой Родины, своей семьи  формирование у подрастающего поколения национального самопознания, чувства долга и ответственности.

Направление реализуется через следующие мероприятия:

 

  • Ø фотовыставки: "Моя семья", "Мы помним ваш подвиг", "Мы разные , но мы вместе"
  • Ø встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны
  • Ø досуги и праздники "День солидарности в борьбе с терроризмом", «23 февраля», «Смотр конкурс военно - строевой песни»
  • Ø выставка рисунков «Военная техника», «Военные профессии», «Парад Победы», коллаж «Наши герои - защитники Отечества»
    • Ø уголок памяти, посвященный 75 летию победы ВОВ
    • Ø беседы: «Наша Родина-Россия», «Мой город Котельники»,   «Государственные символы»,
    • Ø видеопрезентация «Города-герои»
    • Ø
 
   


просмотр мультипликационных фильмов о ВОВ " Воспоминание", "Солдатская сказка", "История старого маяка" и изготовление книжки-малышки 

 

Духовно-нравственное

Цель: воспитание человека высокой нравственности и культуры, развитие и совершенствование творческих способностей, формирование эстетических вкусов, духовных ценностей, взглядов развивающейся личности.

Это направление реализуется через следующие мероприятия:

  • Ø Кружок дополнительного образования, руководитель Пузенко Л.Г.
  • Ø Встречи с отцом Павлом;
  • Ø посещение храма Казанской иконы Божьей матери;
  • Ø досуг «День ангела», «Рождество», «Масленица», «Великая Пасха»

 

 

 

Академик Д. С.Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно – не опоздать.

И здесь действительно важно - не опоздать, ведь пока живы наши бабушки и деды, они могут  рассказать  дошкольникам о том, как жили они раньше, какие у них были традиции, праздники, игры, чему радовались они, будучи детьми.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего.

 

 

Список используемой литературы:

1) И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва,2008 г.

2) Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», Москва, 2008 г.

3) М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.

4) Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.