Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7179 Творческий проект "Моя малая Родина"

Опубликовано 14.05.2022

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Сертоловский детский сад комбинированного вида №2».

Краткосрочный педагогический проект на тему:

«Моя малая Родина» в группе общеразвивающей направленности дошкольного возраста

 

                                                                   Выполнила:  Выборова Л.С.

                                                                                                Август 2021г.

 

Творческий проект «Моя малая Родина»

 Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Одной из основных задач ФГОС, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в школе. 

Эта работа начинается с воспитания у ребенка любви к своей семье, дому, лицею, улице, району, области. И если ребенок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких в своей семье, лицею, в том месте, где он родился, тогда и в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности к матери, к отцу, к друзьям, к родному краю, которое становится в будущем основой преданности, любви и уважения к своей стране.

Мы выделяем несколько направлений для работы с детьми: история родного края; природа родного края; декоративно-прикладное искусство; фольклор и традиции; народная и современная архитектура, художественная литература, самостоятельная и внеурочная деятельность школьников.

Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у детей, является любовь и чувство сопричастности к малой Родине, к месту, где он живет, а за тем уже и к большой Родине – России.

Любой край, область, даже небольшая деревня - неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у лицеистов представление о том, чем славен родной край.

Необходимо показать школьнику, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

  Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, необходимо создавать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируется любовь к малой и большой Родине.

Задачи проекта:

        Образовательные:

  • На примере ближнего природного окружения познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем;
  • Учить ориентироваться в природной среде обитания;
  • Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа.

Развивающие:

  • Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Воспитательные:

  • Нравственно воспитывать школьника, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;
  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, лицею, улице, городу, области, стране;

 

 

  •  
  • Воспитание уважения к труду;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи должны решаться во всех видах детской деятельности: в организованной непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Необходимые условия для реализации данной работы:

  • Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;
  • Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
  • Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;
  • Динамичность, системность и последовательность работы;
  • Учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;
  • Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;
  • Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
  • Становление высоконравственных, этических норм поведения.

Планируемые результаты деятельности:

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные:

- готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;

- умение продуктивно работать в группе, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;

- умение действовать в интересах группы;

- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;

- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды.

Мета предметные:

- умение работать с информацией и медиа средствами;

– умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;

- умение оценить степень успешности своей деятельности;

- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;

- умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ,

- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

Предметные:

- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;

- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного города

 

 

 

Актуальность проекта

Актуальность темы проекта: мы горим желанием воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому — к родному дому и лицею. Но ведь это основа основ нравственно - патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Школьник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом — жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому. 
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и школу тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у учащихся эмоционально насыщенного образа родного дома, школы. Дети должны не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать. Одним из перспективных методов, способствующих задач гражданско - патриотического воспитания школьников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, к доступным ребёнку явлениям общественной жизни, формирует навыки сотрудничества, воспитывает любовь, уважение к родному краю и чувство гордости за него. 

Метод проектирование деятельности школьников позволяет совершенствовать навыки целеполагания и проблематизации, что, несомненно, способствует вхождению ребенка в окружающий мир. Этнос имеет огромное значение на способность ребенка благоприятно социализироваться. Проводя образовательную ситуацию по теме «Мои соседи» при организованной образовательной деятельности по теме «Моя малая Родина», выявила недостаточность знаний о знаменитых людях своего города, о достопримечательностях и памятниках, которые находятся на территории поселения школьники имели очень скудные знания поэтому, разработан проект «Моя малая Родина» Этот проект значим для всех участников проекта: 
• У детей формируются навыки самостоятельности, активности,
инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков
в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о своем родном городе, о полезных ископаемых, добываемых на территории Богородского края, традициях и истории возникновения.
• Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который даёт возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление учащегося, и привлечь родителей для пополнения знаний детей.
• Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению; вовлекаются не только в воспитательно - образовательный процесс своего класса, но и процесс развития школьного учреждения. В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективную предпосылку для воспитания патриотизма и толерантность учащихся, уважение к людям труда, ветеранам ВОВ. 
• Результатом нашей совместной деятельности в рамках проекта должен стать мини-музей города Ногинска и Богородского края.
Гипотеза: воспитывать у ребёнка любовь к родному дому, семье, лицею надо с детства. Ребенок должен понимать, что иметь свой дом — большое благо. Всё хорошее начинается с родного дома и матери—хранительнице очага.

Сроки подготовки и проведения проекта –август

В проекте участвуют учащиеся и воспитатели

 Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно рассказать и показать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия и соответствовать тематическому планированию.

Следует отметить, что тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, может помочь систематически правильно организованная работа в данном направлении, используя при этом следующие ее формы:

- одной из основных форм нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия.

-

 

 один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

- непосредственное познание достопримечательностей родного города на целевых прогулках и экскурсиях, в сочетании с рассказом воспитателя об истории, традициях города и т.д.  

чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края.

использование технических средств обучения – можно организовать просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения.

рассматривание фотографий и иллюстраций, вырезок из журналов, плакатов, открыток, репродукций картиннародно-прикладного творчества.

- необходимо использовать «живые» наглядные предметы и материалы. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду.

- не потеряла своей актуальности празднование событий связанных с жизнью города - День рождение города Ногинска, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан;

самостоятельная художественная деятельность: рисование, лепка, чтение стихов, оформление тематической выставки, стендов, альбомов и фотоколлажей;

создание мини-музея родного города, как итог проектной деятельности.

Приобщение детей к нравственно-патриотическим ценностям родной культуры немыслимо без тесного контакта с семьями, обмена мнениями педагогов и родителей по вопросам воспитания детей тех или иных ценностей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, поселку, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.

Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Особо хотелось бы остановиться на взаимодействии работы ДОУ и краеведческого музея. Использование в практике работы с лицеистами элементов музейной педагогики заключает в себе не только образовательное значение, но и воспитательное. Занятия, которые организовываются на базе краеведческого музея, помогают педагогам расширять представления школьников об окружающем мире, учат любить родной край, формируют умение выполнять элементарные исследовательские действия.

Следует отметить, что систематически правильно организованная работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей школьного возраста поможет сформировать у школьников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

 


 

 

Примерное планирование мероприятий «Моя малая Родина»

Сентябрь

Деятельность

Познавательная

 

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Рассказ об истории возникновения города на тему: «Родной край в древности». Посещение краеведческого музея

 

Изготовление поделок из природного материала

Создание фотоколлажа на тему: «С днем рождения, любимый город!»

Чтение стихотворений и прослушивание песен о городе


Октябрь

Деятельность

Познавательная

 

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Рассказы учащихся об улицах и памятниках города «О чем рассказывают улицы родного города?»

 

Наблюдения за трудом взрослых, активизация посильной помощи взрослым в семье

Оформление стенда с фотографиями «Мой любимый город»

Устное сочинение на тему: «Если бы я был мэром города…»


Ноябрь

Деятельность

Познавательная

 

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Экскурсия

 

Создание фотоальбома о проведенной экскурсии

Рисование пейзажей города оформление выставки детских работ

Рассматривание репродукций картин местных художников, народных промыслов

 

Декабрь

Деятельность

Познавательная

 

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Экскурсия по городу к Новогодней ёлке.

Интервью «Мои соседи».

 

Изготовление новогодних подарков малышам из детского сада и семье

Оформление группы к празднованию Нового года. «Приходи к нам, Новый год!»

Разучивание стихотворений и песен о Новом Годе и Рождестве.

Конкурс чтецов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

Деятельность

Познавательная

 

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Беседа с детьми о городском транспорте. Показ фотографий городских улиц старого и современного города «Угадай, где это?»

 

Создание снежного городка. Знакомство с народными подвижными играми.

Изготовление макетов «Улица моего города», «Дом, в котором я живу», «Памятные места»

Инсценировка на знание правил дорожного движения с использованием макета

 

Февраль

Деятельность

Познавательная

 

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Беседа «Защитники Отечества». Рассказ детей о дедушках, о папах, старших братьях, которые служили в Армии

 

Конструирование из бумаги «Записная книжка папе в подарок», Оформление выставки

Оформление выставки детских работ, посвященных Дню защитника Отечества

Прослушивание песен «Ты не бойся, мама!», «Военный марш», «Прощание славянки» и т.д.

 

Март

Деятельность

Познавательная

 

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Рассказ об известных людях города. Доска почёта. Рассказ о славном труде женщин города.

 

Изготовление праздничной открытки для мамы, сестры, бабушки

Оформление выставки детских работ, посвященных празднику мам

Праздничный концерт для женщин

 

Апрель

Деятельность

Познавательная

 

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Презентация на тему: «День Земли».

Беседа об экологии родного края

 

Акция «Десант чистоты и красоты». Оказание помощи в уборке территории и в оформлении клумб.

Конкурс на лучший скворечник (совместно с родителями)

Изготовление поделок к Пасхальной неделе. Выставка работ.

 

 

 

 

 

 

 

Май

Деятельность

Познавательная

 

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Экскурсия к Вечному огню. Возложение цветов. Рассказ о защитниках Родины в годы ВОВ

 

Изготовление открыток для ветеранов, проведение конкурса «Открытка ветерану»

Проектная деятельность: «Бессмертный полк

Создание мини-музея

Концерт ко Дню Победы

 

Приложение 1

Сценарий урока «Что мы Родиной зовем?»

Цель: Подведение итогов проекта «Моя малая Родина».

Задачи:
1) уточнение понятия «малая родина», формирование представлений о значении родины в жизни человека;
2) способствовать воспитанию любви к родному городу;
3) развивать мышление, память, восприятие детей.

Оборудование: флаг и герб города, стихи о городе, компьютер, проектор, экран. 

Ход урока:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы подводим итоги нашего проекта «Наша малая родина». А посвятим мы наше мероприятие родному городу. Все мы живем в огромной прекрасной стране – России. И должны любить ее всем сердцем, потому что, как сказал великий писатель и педагог К. Д. Ушинский, «одна у человека мать, одна у него и Родина». Но любовь к родной стране начинается с любви к своему городу, поселку, к родному лесу и реке. Об этом я и хотела бы с вами поговорить.

Ребята, что же такое «малая Родина»?
Что вы узнали о своем родном городе во время работы над проектом?

Давайте еще раз посетим самые любимые уголки нашей малой Родины.

Показ презентации о Богородском крае и современном Ногинске.

Каждому из вас, я думаю дорого все, что связано с его родиной. И купание в реке, и собирание грибов, ягод, и даже игры на детской площадке