Ханты- Мансийский автономный округ Югра, город Нижневартовск
Жамалова Заира Тагировна
Итоговое интегрированное занятие по познавательно - речевому развитию.
Тема: «Весна».
Цель: Учить детей наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между нами, определять состояние погоды. Закрепить у детей конкретные представления о сезонных изменениях в природе.
Закреплять знания по речевому развитию, художественно-эстетическому развитию, представления об окружающем мире, полученные в течение учебного года.
Закрепить знания детей, приобретенные в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные задачи:
-обобщить знания детей о последовательности изменений в природе весной, о группах животных и птицах, о различных средах обитания и приспособлении их к сезонам, расширять лексический запас по теме «Весна»;
-закрепить умения составлять композицию определенного содержания из готовых фигур.
-закрепить представления о признаках весны (прибавление светового дня, повышение температуры воздуха, таяние
снега, проталины; конец спячки зверей, линька; прилет птиц, строительство гнезд; появление травы, первых листьев на деревьях;
- расширять знания о насекомых:
- учить выделять их отличительные признаки (строение тела, ног, крылья, усики, какую пользу для человека приносят некоторые из насекомых;
- развивать умение устанавливать причинно следственные связи, учить соотносить изменения в неживой природе с жизнью растений и животных;
- воспитывать интерес, бережное отношение детей к пробуждающейся природе.
Развивающие задачи: развивать зрительную память и слуховое внимание, речевую активность и общую моторику (двигательные навыки и переключаемость); развивать умение подбирать действия и признаки.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе;
формировать умение работать сообща.
Предварительная работа:
Наблюдение за весеннимиявлениями природы на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о весне, заучивание стихов о весне, аппликация на тему «Весна».
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: картина «Весна», солнышко-рисунок; картинки: лиса, медведь, барсук, еж, волк, заяц, лось, белка, ласточка, утка, скворец, грач, аист, журавль, курица, петух, индюк и т. п. ; картинки с временами года: весна, лето, зима, осень; нарисованные пруд, дом, гнездо, скворечник; запись поющих птиц, игрушка Буратино; Раздаточный: по два желтых круга на каждого ребенка; фломастеры, клей, салфетки.
Ход занятия
Структура занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Организационный
|
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. Молодцы! Здороваться нужно всегда. Это говорит о том, что вы воспитанные дети. Ребята, посмотрите какое веселое солнышко у нас появилась в группе и приглашает нас поиграть, давайте и мы встанем, превратимся в солнышко возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. А какое сейчас время года? Какие весенние месяцы знаете? Какое оно весеннее солнышко? (После слов детей в коридоре слышится шум и чей-то голос, появляется Буратино) Здравствуй Буратино, что случилось? - Ой, ребята, что я сделал? Я сказал весне, что я самый сильный волшебник и могу сам в природе все сделать, что я все про все знаю. Весна сказала, что тогда она уходит, а я остаюсь без нее. Так я же все перепутал: в лесу не разобрать какое время года, исчезли звери и птицы, нет насекомых. Помогите мне! А как? |
«Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся».
Ответы детей. Буратино:
|
Мотивационный
|
Буратино предлагает детям ему помочь все исправить. Дети соглашаются. Прежде, чем помочь Буратино, нам нужно попасть в лес. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: вправо-влево повернись и в лесу все окажись. Ну что ж, Буратино, давай садись на пенёк и посмотри, как ребята будут тебе помогать. |
|
Основной
|
Игровое упражнение «Кто ложится в зимнюю спячку» Ребята, давайте выполним первое задание Буратино. Чтобы вернуть зверей домой нам нужно назвать животное и сказать впадает ли оно в зимнюю спячку. Молодцы, ребята, справились с первым заданием. А теперь давайте сядем на пенечки, и Буратино предлагает нам следующее задание. Упражнение «Исправь ошибку». - Дети, посмотрите на весенний лес. Что здесь не так? Есть ли в весеннем лесу признаки других времен года? - Ребята, справа от весеннего леса находятся картинки остальных времен года и то, что не относится к весне нужно отправить в свое время года. (Дети переставляют картинки с грибами, ягодами, осенними листочками и т. д. в соответствующее время года). - Буратино, ребята и с этим заданием справились. - Ребята, а почему так тихо в лесу? Действительно, не слышно пения птиц.
Игровое упражнение «Чей домик».
- Буратино говорит, что птицы у него в волшебной книге, и он не знает какие из них перелетные, а какие домашние. Давайте поможем ему. Посмотрите внимательно. Рядом с лесом пруд, скворечник, гнездо и дом. Найдите перелетныхи домашних птиц и распределите их по домам. Дети разносят картинки птиц в соответствующие места, а Буратино задает им вопросы, почему дети сделали данный выбор. Как только все птицы были на своих местах, появляется трель птиц в весеннем лесу. Молодцы, дети, мы с вами почти навели порядок в лесу, но Буратино говорит, что весна еще оставила загадки и пока мы их не отгадаем, полного порядка в лесу не будет.
Игра «Доскажи словечко». (В кругу с мячом). Воспитатель бросает мяч ребенку, начинает предложение, а ребенок заканчивает. Зимой погода холодная, а весной… (теплая). Зимой снег белый, а весной… (серый). Зимой дни короткие, а весной… (длинные). Зимой снег чистый, а весной… (грязный). Зимой небо серое, а весной… (голубое). Зимой ветер холодный, а весной… (теплый). |
Индивидуальные ответы детей. (Дети берут по картинке и отвечают).
Весна. Тает снег, набухают почки, прилетают птицы. (Ответы детей).
(Дети отвечают).
(Включается аудиозапись «Пение птиц»).
|
Физ.минутка |
Физкультминутка: «Весна пришла». Давайте покажем, как к нам весна пришла. Если речка голубая пробудилась ото сна И бежит в полях, сверкая, Значит, к нам пришла весна Если снег везде растаял, И трава в лесу видна И поет пичужек стая – Значит, к нам пришла весна Если солнце разрумянит Наши щеки докрасна, Нам еще приятней станет – Значит, к нам пришла весна |
(руки через стороны вверх, потянулись) (прыжки на месте) (хлопки в ладоши) (приседания) (хлопки в ладоши) (наклоны головы к левому-правому плечам) (хлопки в ладоши).
|
Основной
|
А чтобы весеннее солнце светило еще ярче и теплее, давайте сделаем много маленьких солнышек-помощников. А как можно сделать солнышко? Я предлагаю вам сегодня сделать солнышко из бумаги. Аппликация «Солнышко». Воспитатель объясняет способ изготовления солнышка из двух желтых кругов разного размера: наклеить маленький круг на большой и нарисовать фломастерами лицо солнышку. Дети приступают к выполнению работы. Готовые работы наклеиваются на лучи большого солнышка. |
(Ответы детей).
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года», Май).
|
Заключительный |
Молодцы, ребята. Вот и наступил порядок в лесу. Буратино нас благодарит за помощь и передаетсладкие подарки от весны за все ваши старания и помощь. А кому мы оказали помощь? Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Я предлагаю взять с собой Буратино и научить его вести себя хорошо и больше не хвалиться. Согласны? Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: вправо-влево повернись, в детском саду очутись. |
Ответы детей |