Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7960 Конспект по познавательной деятельности в средней группе «Звёздочка» Тема: “Весна. Признаки весны”

Опубликовано 19.05.2023

Подгорнова Валентина Николаевна 
МБДОУ Детский сад 97  г. Иркутск 
Воспитатель

Конспект  по познавательной деятельности в средней группе « Звёздочка»

Тема: «Весна. Признаки весны»

Дата проведения:25.04.2023   9:45

Форма организации: групповое занятие

Возрастная группа: средняя группа 4-5 лет

Оборудование для воспитателя: средства ИКТ презентация «Весна» ; аудиозапись «Волшебные звуки природы – пение птиц, шум воды, колокольчики); игрушка солнышко; мяч; предметные картинки перелетные птицы ; 

Оборудование для детей: картинки с признаками весны; картинки-раскраски; карандаши;

Приоритетная  область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: продолжаем  знакомить  изменениями  в природе, сравнивать погоду весной и зимой.  Способствовать развитию познавательно - исследовательской деятельности детей.

Задачи:

Образовательные: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.

Развивающие: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.

Воспитательные: Воспитывать чуткое и бережное отношение к  природе.

Словарь: Весна пришла, солнышко светит, ручейки бегут, ветер дует, птички поют, проталина, ледоход.

Планируемые результаты: Закрепить знания о смене времён года; Закрепить   названия весенних месяцев; формировать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе

Методы и приемы:

Практические: дидактические игры

Наглядные: рассматривание картин.

Словестные: художественное слово, загадки, вопросы к детям, подсказки.

I Организационный этап

Воспитатель: Здравствуйте, ребятки. Сегодня на наше занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети:  Исполняют коммуникативную игру «Здравствуйте».                                      

Организационный момент.

Здравствуйте, ладошки хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте ножки  топ, топ, топ!

Здравствуйте щечки  плюх, плюх, плюх!

Пухленькие щечки плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, губки!

здравствуйте, зубки!

Здравствуй мой носик  пип, пип, пип! 

Вот как весело вы умеете здороваться, молодцы!

Воспитатель: Дети, как вы, думаете,  почему весной теплее ? ( Игрушка солнышко) ребята посмотрите солнышко расстроенное. Солнышко расстроенное потому что не знает весенние приметы, поможем солнышку узнать приметы весны?  

II Основной этап

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о весне и будем искать весенние приметы.

 - Ребята! Послушайте стихотворение .

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня. Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня. Солнце, землю согревая,

Гонит с нашей речки лед, Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет!

Воспитатель: - О каком времени года говорится в этом стихотворении?

О чем это стихотворение? Что капли делают ? ( падают звеня) . Что отшумела ? ( злая вьюга)

Дети: (О весне).

Воспитатель: Как вы это поняли? (пригревает солнце, день становится длиннее ночи, снег становится грязным, рыхлым, начинает таять, появляются первые проталинки-проталина - место, где стаял снег и появилась земля, капают сосульки, из теплых стран возвращаются птицы…).  Воспитатель помогает детям, зачитывая строки из стихотворения. Молодцы ребятки, а как называется первый весенний месяц? (Ответы детей). Какие еще месяцы придут вслед за мартом? Сколько всего месяцев бывает весной? Повторите хором: «Март, апрель, май – их не забывай! »

Воспитатель:  Ребята, вы так много знаете о весне.

— А вы зиму с весной не перепутаете?

— Давайте проверим:

Зима ушла, а весна — …- пришла.

Зима холодная, а весна — …- тёплая.

Зимой солнце светит , а весной — …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной — … — низкие.

Зимой надевают шубы, а весной — … — куртки.

— Всё правильно ответили, молодцы.

Воспитатель: Давайте теперь поиграем в игру , я буду говорить слова а вы будите к чему это относиться

Голубое, ясное, безоблачное, чистое … (небо)

Яркое, ласковое, золотое, лучистое … (солнце)

 Теплый, приятный, легкий, свежий … (ветер)

Молодая, зеленая, свежая, нежная, первая (трава).

Воспитатель: Молодцы ребята правильно ответили

Рассказ воспитателя о весне.(презентация)

Показ картинки весна . Беседа по презинтации

Наступила долгожданная весна. Небо весной голубое,ясное. Солнце светит ярче,греет сильнее. Дует тёплый весенний ветерок. Снег темнеет, тает, становится грязным и рыхлым. На реках тает и трескается лёд. Начинается ледоход. На деревьях набухают почки. Появляются первые весенние цветочки. Из дальних стран прилетают перелётные птицы. Люди стали по весеннему легко одеваться. Дети рады весне. Они пускают кораблики, катаются на самокатах и роликовых коньках. Весной люди сажают растения в садах и огородах.

Воспитатель: -Ребята вы наверно устали сидеть все вместе встаем  и разминку сделаем

Физкультминутка

Кап-кап-кап, звучит капель

Кап-кап-кап, звучит капель

После марта

К нам придет апрель.

(хлопают в ладоши)

Побежал в саду ручей (бег)

Прилетели сто грачей (машут руками)

И сугробы тают, тают (медленно приседают)

А цветочки расцветают (встают, руки "цветок")

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики и давайте немного поиграем:

Дидактические игры.

Игра «Подбери картинки с признаками весны» (на отдельном столе лежат вперемешку картинки с изображением характерных признаков разных времен года)

- Ребята, на столе лежат картинки. Вам надо выбрать и взять только те из них, на которых изображены признаки весны. (Дети по очереди выполняют задание.Когда все возьмут по картинке, можно попросить кого-нибудь из детей оценить правильность выполнения задания или воспитателю самому прокомментировать результаты.) . Молодцы ребята 

Воспитатель: Ребята а вы умеете отгадывать загадки?

Загадки.

1)Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, К нам пришла…( Весна)

2) Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.(Подснежник)

3) Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы…(Скворечник)

4) Пробивается в апреле,

Все поля позеленели!

 Покрывает как ковром

Поле, луг и даже двор! (Трава)

5) Светит, сверкает,

 Всех согревает. (Солнце)
Воспитатель: Игра: Предложения про весну

Воспитатель:- А теперь мы поиграем в игру, я вам буду читать предложения, а вы, если услышите, что говорится про весну, хлопайте в ладоши.

-ручейки бегут;

-Новый год;

-Купаемся в речке;

-Птицы прилетают;

-Снег тает;

-Листья облетают;

-Собираем грибы;

-Просыпается медведь;

-Первая трава;

-День весенний;

-Теплый ветер.

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель. Весна пришла не одна, а со своими пернатыми друзьями. Кого называют пернатыми друзьями весны?

 Назовите перелетных птиц,  которых вы видите. Почему их называют перелетными?

Воспитатель: Назовём ласково: (игра с мячом)

Долгожданной весной всё радует глаз- и ласковое солнце, и белые облака, и первые проталины.Так хочется сказать обо всём ласково.

Воспитатель: -Давайте поиграем в игру « Назови ласково»

Дети: Дети повторяют слова воспитателя ласково: Солнце-солнышко), луч-лучик, ветер-ветерок, снег-снежок, ветка-веточка, ручей-ручеек,цветок-цветочек., птица-птичка; Лист – листик; трава — травка; лук-лучок; Огурец- огуречек;  Дождь- дождик; капля-капелька; Лужа-лужица; куст-кустик; лук-лучок;

Воспитатель: -Молодцы ребята.

IIIЗаключительный этап

Воспитатель:  О чем мы сегодня говорили ?  - О каком времени года мы сегодня говорили на занятии? Что вам было особенно интересно?

Весенняя одежда?: ответы детей. Какие птицы прилетают весной ? : грач. Соловей. Журавль. Жаворонки аист.

Воспитатель: Ребята, назовите, ещё раз, приметы ранней весны, которые мы сегодня нашли. Ответы детей Дети: (Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, дети и взрослые надели легкую одежду, дует теплый ветер.)

Воспитатель: Дети, как вы, думаете, солнышко теперь радостное ?(игрушка солнышко)

Дети: да , солнышко улыбается .

Воспитатель: Солнышко помогло появиться ручьям, звонкой капели, почкам на деревьях,  первой травке, первым листочкам.

Самый главный признак весны –  ласковое  весеннее солнце, которое ярко светит и  согревает землю.

Рефлексия.

Эмоциональное письмо.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите у вас на столе картинки-раскраски с изображением ранней весны.

Предлагаю вам их потом взять и раскрасить. 

Молодцы, спасибо вам. А сейчас попрощайтесь с нашими гостями.