Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад №63 «Буратино»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по речевому развитию в подготовительной к школе группе
«Берегите глаза»
Воспитатель: Кадерлеева К.К.
г. Ульяновск
2023 год
Программное содержание: дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека, познакомить со строением глаза, воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь, воспитывать сознательное отношение к охране своего здоровья.
Оборудование: плакат «Строение глаза», ленточка, картинки: «Витамины», «Гигиена глаза», чайная заварка, блюдце, ваточка.
Ход занятия.
- Послушайте загадку:
Два Егорки
Живут возле горки,
Дружно живут,
А друг на друга не глядят.
- Сегодня поговорим о глазах. Глаза – один из ценнейших органов человека.
- Ребята, как вы думаете, почему? ( человек видит предметы, цвет, передвигается в нужном направлении, рисует, любуется природой и т.д.) – на доске воспитатель ставит кружки за правильный ответ.
Выставить плакат « Строение глаза».
- Этот кружок называется радужная оболочка. У одних он коричневый, у других – зеленый, у кого –то голубой. А черная точка посередине – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим, что нам хочется узнать.
- Как назвать человека у которого голубые глаза ( голубоглазый), а серые? Карие, черные, зеленые?)
- Посмотрите в глаза друг другу и определите, какого цвета радужная оболочка у вашего соседа.
- Хорошо или плохо, что у всех разные глаза?
- Что было бы, если бы у всех были глаза одного цвета?
- В народе существуют поговорки и пословицы о глазах.
- Какие вы знаете поговорки о глазах? ( глаз – алмаз, зоркий сокол, глаза по ложке, да не видят ни крошки, остренькие глазки, глаза – зеркало души).
-Как вы думаете, для чего нужны брови? ( брови и ресницы защищают глаза от пыли, ветра, яркого солнца, веки при моргании смачивают глаза слезой и тоже защищают их).
Воспитатель неожиданно взмахивает ленточкой перед глазами.
- Что случилось с вашими глазами?
- Несмотря на то, что глаза способны сами себя защищать, с ними случаются всякие беды, если о них плохо заботиться.
Рисунки детей в различных ситуациях ( ребенок трет глаза грязными руками; вытирает глаза чистым платком; ребенок читает в транспорте; ребенок читает лежа в постели; ребенок смотрит телевизор близко к экрану; ребенок читает за столом в хорошо освещенной комнате).
- Сравните картинки и скажите, где ребенок поступает правильно, охраняет глаза, а где нет.
- Ребята, а теперь, чтобы ваши глаза отдохнули, проведем гимнастику для глаз
Гимнастика для глаз «Самолет»
-Пролетает самолет, с ним собрался я в полет ( смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом)
-Правое крыло отвел, посмотрел,
- Левое крыло отвел, посмотрел ( отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)
-Я мотор завожу и внимательно гляжу ( делают вращательные движения перед грудью и прослеживают их взглядом).
- Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу ( встают на носочки и выполняют летательные движения).
- Теперь поморгайте глазами, закройте их, пусть немного отдохнут. (звучит спокойная музыка).
- На земле есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения, их называют слепыми. Трудно живется слепому человеку.
- Ребята, если мы увидим слепого человека на улице, как мы можем ему помочь?
-Зрение нужно беречь, глаза охранять, необходимо их тренировать и подпитывать витаминами.
- Какие продукты содержат витамины?
- Назовите правила по охране зрения.
-Я вам расскажу и покажу, как помочь глазам, если они устали. Нужно взять чистое блюдце и процедить в него немного чайной заварки, затем смочить в блюдце два кусочка ваты и положить на закрытые глаза, посидеть 5 минут, вы почувствуете, что ваши глазки отдохнули.
- А теперь идите поиграйте и расскажите своим игрушкам как нужно беречь глаза.