Вдовина Светлана Геннадьевна
Детский сад "Родничок",
Новосибирская область, Искитимский район, с. Лебедевка
Воспитатель
Конспект сюжетно-ролевой игры для детей подготовительной группы
«Мастерская художника»
Цель: Обучение детей умению самовыражаться через реализацию задуманной игровой ситуации
Закрепить и систематизировать отражение в игре сюжетов, связанных с трудом и взаимоотношениями взрослых в мастерской, расширение знаний детей о профессиях.
Развитие эмоциональной отзывчивости, .
Формирование базисных компетенций:
Социальная компетентность – выбор места каждого игрового сюжета; умение договариваться между собой о ролевых действиях; умение принять на себя определённый образ;
Коммуникативная компетентность – способствовать возникновению ролевого диалога. Обогащение словаря детей «профессиональными» словами.
Информационная компетентность – умение использовать знания о видах художественного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет и т.д.) в содержании и в организации игры.
Деятельностная компетентность – умение подготовить необходимые атрибуты для игры; умение развивать сюжет игры.
Здоровьесберегающая компетентность – умение поддерживать и проявить чуткость, заботу к товарищам по игре.
Негласная со стороны взрослого, подготовка детей к игре:
Беседа: «Кто такой художник», «Что такое мастерская художника?», «Предметы помощники художника», «Будущее картины»
Презентация «Экскурсия на выставку художественных картин», «Экскурсия в мастерского художника»
Дидактическая игра: «Кто что делает?», «Что лишнее?»
Рассматривание репродукций картин знаменитых художников, знакомство с пейзажной, портретной и натюрмортной живописью.
Проблемная ситуация возникновения игры:
Дети познакомлены с темой недели «Профессии взрослых»
Во время обсуждения о идеях проведения мероприятий, которые были бы интересны ребятам по данной теме, воспитателем, как полноправным участником этого обсуждения предложен вариант – организовать сюжетно – ролевую игру «Мастерская художника»
Обсуждение детьми плана предполагаемых действий
(метод мозгового штурма)
Примерный план:
- Какие предметы и атрибуты нужны для игры.
- Придумать идеи и темы для рисования.
- Распределение ролей в игре.
- Организация выставки картин после игры.
Предполагаемые игровые роли (могут быть дополнены исходя из инициативы детей):
Художники
Организаторы выставки
Заказчики художественных произведений
Зрители выставки
Игровой материал:
Элементы костюмов: атрибут костюма художника, администратора.
игровой набор «Собери натюрморт, пейзаж»; акварельный лист бумаги формата А3, гуашь, ватные палочки, кисточки, влажные салфетки, баночки с водой.
Игровой материал может быть дополнен исходя из инициативы детей.
Воплощение идеи
После проведения предварительной работы воспитателя (беседы по теме, рассматривания репродукций и знакомства с видами художественной живописи) переходим к следующему этапу.
Подготовка атрибутов к игре:
Оформление уголка художника.
Подготовка места для выставки, проведение рекламной акции.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы побывать в мастерского художника? (ответы детей)
Воспитатель: Но прежде чем мы совершим путешествие в мастерскую, надо отгадать загадку:
Кто умеет краской и холстом,
Рассказать нам обо всём.
Дети: Это художник.
Воспитатель: Ребята, а кто такой художник?
Дети: Художник – человек, который занимается изобразительным
искусством, создаёт картины, художественные произведения.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Что такое мастерская?
Дети: Мастерская художника – это то место, где
художник пишет картины.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Кто знает, как надо вести себя в мастерской?
Дети: Тихо, не толкаться, не кричать, не трогать чужое.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Ребята, а теперь послушайте загадки и, если вы угадаете, мы
все вспомним, какими инструментами пользуется художник.
Я люблю купаться в краске.
Совершенно без опаски
С головою окунаюсь,
А потом, не вытираюсь,
По бумажному листу
Или тканному холсту
Влево, вправо, вверх и вниз
Шустро все выводит…
Дети: Кисть
Вот тебе помощник деревянный.
Должен быть он острым постоянно.
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж
Нарисует…
Дети: Карандаш
Чтобы ноты разложить,
У музыкантов есть пюпитры,
А чтобы краски разводить,
Художник имеет…
Дети: Палитры
Воспитатель: Итак, я предлагаю
вам переодеться в специальную одежду, а что носят художники? (Дети
отвечают и переодеваются в фартуки и нарукавники)
Воспитатель: Чтобы быстро попасть в художественную мастерскую, нам
поможет вот этот волшебный колокольчик.
Воспитатель звонит в колокольчик и говорит слова: «Колокольчик, позвони,
в мир искусства позови!»
Дети и воспитатель проходят в комнату, на стенах которой расположены репродукции картин известных художников, на столе лежат предметы необходимые для рисования.
Воспитатель: – Ребята, осмотритесь вокруг! Что мы видим? (ответы детей) Как называется картина, на которой изображен человек?
Дети: Портрет
Воспитатель: – Как называется картина, на которой художник изобразил природу?
Дети: Пейзаж
Воспитатель: – Как называется картина, на которой художник нарисовал фрукты или ваза с цветами?
Дети: Натюрморт.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, я предлагаю вам сейчас стать настоящими художниками! Давайте каждый из вас выберет себе место поудобней, возьмет что необходимо для своего творчества и нарисует картину, как настоящий художник! Из ваших готовых работ, предлагаю сделать вставку! На выставку мы можем позвать детей из соседних групп и родителей!
Воспитатель предлагает детям распределить роли (художник –портретист, художник – пейзажист и т.д.).
Дети договариваются о распределении ролей. При возникновении спорных ситуаций, роли разыгрываются с помощью считалок. Тем детям, которые не хотят быть художниками, придумываются роли в процессе развёртывания сюжета, на основе логики и фантазии детей, либо предлагается быть зрителем в эмитированных выставочных залах, рекламными агентами, организаторами выставки.
Развитие сюжета
После игры оборудование на длительное время находиться в доступе детей.
Сюжет игры может трансформироваться, допустим, работа художников на заказ художественных галерей, ресторанов, магазинов и т. д.
После интервала активной игры, сюжетно – ролевая игра «Мастерская художника» перейдёт в разряд фоновых игр, уступив место следующему сюжету.