Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5957 Методическое пособие «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью ФЭМП»

Опубликовано 04.05.2020

Мажаева Юлия Александровна

МБДОУ Детский сад «Солнышко» р.п.Дорогино Черепановского района Новосибирской области

воспитатель-практикант

 

Методическое пособие «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью ФЭМП»

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

 

Интеллект, в целом, представляет собой структуру способностей, среди которых мыслительные играют самую важную роль, но не единственную, поскольку очень большое значение для общего интеллекта имеют свойства внимания, памяти, восприятия. Однако в современной психологической литературе достаточно часто два понятия - интеллект и мышление - рассматриваются как синонимы. А интеллектуальное развитие зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Задачи умственного воспитания детей не сводятся только к расширению объема приобретаемых детьми знаний. Они предполагают развитие любознательности и умственных способностей, формирование простейших способов умственной деятельности, а также волевой организации своего поведения. В процессе умственного воспитания необходимо добиваться систематизации приобретаемых ребенком элементарных знаний о явлениях общественной жизни и природы, что создает формирование целого материалистического понимания окружающей действительности.

Старший дошкольный возраст – это период осознанных открытий и познавательной активности. На его протяжении постепенно углубляются и расширяются знания и представления детей, происходит их обобщение. Ребёнок развивает представления о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях. Также он осваивает способы получения знаний, у ребёнка формируется умение слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их самостоятельно, экспериментировать с действительностью.

В старшем дошкольном возрасте начинают проявляться такие характеристики интеллекта, как гибкость, креативность, быстрота и самостоятельность мыслительных процессов. В частности, к старшему дошкольному возрасту дети начинают пользоваться установленной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, происходит овладение новыми рациональными средствами обследования внешних свойств и содержания предметов. Это позволяет ребенку дифференцированно воспринимать и проводить анализ сложных свойств предметов. У дошкольников начинает формироваться ориентировка в пространстве, в этом возрасте происходит усвоение временных параметров: «вчера», «сегодня», «завтра». Следует заметить, что у ребенка данного возраста появляется склонность к более планомерному и последовательному обследованию и описанию изучаемого предмета.

Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок, изучая новый предмет, переворачивает его в руках, ощупывает, тем самым выявляет и обращает внимание на более значительные свойства. Согласно выше сказанному нужно отметить, что наблюдение у дошкольников приобретает своеобразный характер деятельности, направленный в основном на разрешение интеллектуальной задачи.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования закрепляет формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности, одним из которых является познавательное развитие.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений. Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта детей. В ней заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Она способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления- что делает ее наиболее эффективным средством для развития интеллекта детей.

Именно математика была взята за основу при написании данной работы. Проведя исследование и  руководствуясь результатами диагностики   я сделала вывод о том, что использование занимательного математического материала на занятиях по ФЭМП и вне их, приносит хороший результат.

Предложенная мной методика интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью формирования элементарных математических представлений основывается на применении занимательного математического материала. Это связанно с тем, что смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят интерес. Дети могут, не отвлекаясь,  подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывания палочек или других предметов по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развивается конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Характером материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные и метаматематические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.

Любая метаматематическая задача на смекалку для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. и реализуется средствами игры и в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Предложенный материал можно использовать как на занятиях, так и вне их. Загадки и задачи- шутки очень нравятся детям, поднимают им настроение,  и их можно применять, когда дети немного загрустили или снизилась их игровая активность.  

Многие игры можно изготовить самостоятельно. Это не составляет особого труда, тем более, что в методическом пособии уже представлен готовый материал.

Некоторые дидактические пособия, используемые в данной методике для развития интеллектуальных способностей детей,  были взяты из программы «STEM- образование детей дошкольного возраста» модуль «Математическое развитие дошкольников». Они были приобретены у официального производителя, который обеспечивает развитие данной программы.

Для того, чтобы детям было интересно играть самостоятельно и для удобства воспитателя, рекомендую все настольно-печатные  игры, лото, домино, головоломки и др. разместить в занимательном математическом уголке. Для того, чтобы он привлекал детей, необходимо сделать его ярким и интересным. Можно использовать детских героев из мультфильмов и сказок (Незнайка, Пин или Лосяш из Смешариков и др.). Для удобства в уголке занимательной математики можно поставит стол и стулья, чтобы дети могли играть за ним.

При интеллектуальном развитии детей не менее важным является работа с родителями. Приобщение детей в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

Прежде всего, следует направить внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей в период дошкольного детства в связи с возросшими требованиями школы. Необходимо познакомить родителей с педагогическими положениями о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом на детей. Данную работу следует вести одновременно с включением занимательных упражнений и игр в жизнь детей группы.

Формы и методы работы с родителями по  данному вопросу могут быть разнообразными: тематические собрания, беседы и консультации, оформление уголков для родителей. На собрании можно предложить родителям самим поиграть в математические игры, поразгадывать загадки и решить загадки-шутки, чтобы они опробовали на себе, какую мыслительную работу выполняют их дети. Можно так же ознакомить родителей с информацией о том, какой уровень интеллектуального развития детей был на начало учебного года и каким он стал в конце года.