Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5963 «Организация образовательной работы в разновозрастной группе детского сада»

Опубликовано 08.05.2020
Куликова Олеся Михайловна
МДОУ "Детский сад "Сказка"
воспитатель
«Организация образовательной работы в разновозрастной группе детского сада»

 

«Работа в разновозрастной группе детского сада»

Воспитатель:

 Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и повышение качества дошкольного образования – это гарантия создания государством, обществом необходимых условий для полноценного развития ребенка, его успешности во взрослой жизни. Перед работниками ДОУ стоит непростая, нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое ДОУ должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность и необходимость, занять индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в конкретном детском саду. Однако, известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада вызывает у воспитателя значительные трудности. К тому же основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.

 В нашем детском саду функционирует две разновозрастных группы. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности.

 Воспитательная работа в нашей группе строится на основе общеобразовательной программы дошкольного образования, но при этом учитываются особенности совместного пребывания детей разного возраста. В целях рационального построения педагогического процесса надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две – три подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно–образовательную работу. Важным условием эффективного проведения занятий разного вида в разновозрастной группе является умение педагога планировать работу, определять дидактические задачи, программное содержание, методы обучения в соответствии с требованиями последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала. 

 При планировании и организации занятий необходимо соблюдать перечень, состав занятий в неделю, установленный в программе для детей каждого года жизни.

 Не менее важно правильно предусмотреть, какие занятия и с кем следует проводить. Необходимо стремиться к выполнению общих рекомендаций о том, что первыми следует проводить занятия, требующие большого умственного напряжения, а после них занятия продуктивного или музыкально – двигательного характера. Вместо занятий со всеми детьми первыми иногда надо планировать утром занятия только для старших. Младшие дети в это время могут играть.

 Общим занятием для всей группы в такие дни будет второе. Это позволяет воспитателю наиболее трудный материал, для старших детей, дать вначале. Важно это и потому, что стремление всегда первыми предусматривать общие занятия неизбежно приводит к отбору наиболее простых, доступных и малышам содержания и форм организации обучения и деятельности. Старшие же дети, как правило, вынуждены повторять знакомое (что приводит к невыполнению программы и слабой подготовке к школе).

Занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим проводим со всеми детьми сразу. Занятия по математике – с каждой подгруппой отдельно. Такие занятия как лепка, рисование, аппликация, музыкальное и физкультурное проводим тоже совместно, но с подбором материала, который соответствует каждому возрасту. Количество занятий в день и неделю сохраняется. Но даже если и выпускается одно занятие, то это не мешает выполнению программы ввиду того, что в условиях смешанной группы малыши много получают благодаря общению со старшими и развиваются лучше, чем их сверстники из одновозрастной группы.

.

 Общение в разновозрастной группе дает детям много полезного, поскольку приближены к ситуации многодетной семьи. Старшие дети становятся образцом для подражания. Важные культурно – гигиенические навыки осваиваются малышами в несколько раз быстрее под влиянием старших детей.

 Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей. Реализуя взаимодействие детей, рекомендуется утвердить в разновозрастной группе следующие правила:

-Старшие оказывают младшим помощь по их просьбе; это означает, что они не отказывают в помощи, но и не навязывают ее.

-Младшие не мешают старшим работать и играть. Принцип уважения к старшим детям очень важен для их психологического комфорта, поскольку им часто приходится встречаться с требованием со стороны взрослых, уступать малышам.

 В группе категорически запрещено отбирать игрушки у другого ребенка, бить и оскорблять кого бы то ни было в какой бы то ни было ситуации, ломать чужие постройки, портить продукты труда других детей и брать без разрешения владельца его личные вещи, игрушки, принесенные из дома. За соблюдением этого правила неукоснительно следят все взрослые, работающие в группе. Младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участвовать в любом занятии – при условии, что они не мешают старшим детям.

Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатель должен, прежде всего, заботиться об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.

 Свою работу мы начали с того, что определили сюжетно ролевые игры для наших детей. Выбрали следующие игры: «Парикмахерская», «Больница», «День рождение куклы», «Семья».

 Для того, чтобы дети имели четкие представления о некоторых профессиях мы проводим экскурсии. Обращаем внимание детей на вежливое обращение людей друг с другом. После этих экскурсий у детей возникает желание отразить в игре то, что они увидели и узнали – труд людей, их взаимоотношения. Дети играют с большим увлечением. Для закрепления знаний о некоторых трудовых операциях в различных профессиях, мы вносим картины из серии «Кем быть», «В парикмахерской», «В больнице», и другие. Для того, чтобы дети уверенно чувствовали себя в играх, первую роль на себя брали мы – взрослые. Позже стали предлагать детям: «Кто хочет быть парикмахером? врачом? машинистом? мамой, папой, детьми. А для того, чтобы длительное время поддерживать интерес к игре «парикмахер», работал не только со своими сверстниками, но и с куклами. Для этого объединили игры в «Семью» и «Парикмахерскую». Интерес к этой игре поддерживаем красивыми бантиками на резиночке для кукол, салфетками «балеро», заколками, лентами.

 Мы стремимся пополнять знания детей, чем больше дети имеют знаний, чем раньше они приобщаются к игровой традиции и овладевают способами построения игры, тем более они свободны в своей игре – конструировании и реализации игрового замысла, построении своего мира.

Через игру происходит приобщение ребенка на ранних этапах детства к культуре общества. В игре происходит осознание ребенком различного рода отношений между людьми, осознание самого себя и своего места в мире, умение раскрыть себя и понимание другого. Ролевая игра вызывает речевую активность детей, сговор, игровые контакты с товарищами, передача своего настроения, замысла – все это положительно влияло на развитие связной речи.

В настоящее время из-за низкой рождаемости всё больше становится малокомплектных детских садов. Как же обучать детей в разновозрастной группе? Особую трудность воспитатели испытывают при планировании занятий.

Если группа скомплектована из детей смежных возрастов, то занятия проводятся со всеми одновременно по одному и тому же разделу программы, но с разными задачами обучения. Практика и научные исследования показали, что такие однотемные занятия в разновозрастных дошкольных коллективах наиболее целесообразны и эффективны.

Приведу пример. В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. Васильевой целенаправленное обучение рассказыванию начинается со средней группы. Например, обучение рассказыванию по сюжетной картине. Ведущий обучающий приём – образец рассказа воспитателя. Дети четырёх лет частично воспроизводят образец, воспитатель при необходимости подсказывает начало фразы, чтобы между репликами паузы были как можно короче. Детей пяти лет учат самостоятельно воспроизводить образец, по возможности полно, соблюдая нужную последовательность. У детей шести лет воспитывают умение самостоятельно составлять, руководствуясь образцом, подробные, логичные и эмоциональные рассказы, передавая в них своё видение сюжета и отношения к событиям.

К однотемному занятию подготовиться легче: нужно дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые пособия.

Однотемные занятия дают возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способов его выполнения.

Однотемные занятия позволяют воспитателю в работе с младшей подгруппой использовать опыт старших дошкольников.

Например, на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи дети шести лет проверяют, как их пятилетние товарищи выполнили задание на определение наличия звуков в словах.

Так как в группах дети разного возраста, то и занимаются они разное количество времени. Следовательно, дети более младшего возраста или позже приступают к занятиям или раньше уходят с них.

Во время занятий нужно избегать длительных бесед, многословных объяснений, находить правильный темп и ритм занятия. Не следует заставлять детей вставать при ответах на вопросы, требовать полного ответа, если в этом нет необходимости.

Целесообразны хоровые ответы детей всех возрастных подгрупп, но при условии, что дошкольники хорошо поняли задание.

На занятиях необходимо использовать любой благоприятный момент, позволяющий детям сменить позу (пригласить ребёнка к доске, попросить что-нибудь принести, выполнить какое-либо действие, вводить различные физкультурные минутки, использовать элементы драматизации).

Наиболее эффективны занятия, которые или целиком проходят в форме игры, или значительная часть которых отведена игре. Особенно в младшей подгруппе. Игра и игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально обеспечивают потребность маленького ребёнка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия).

Успех занятий во многом зависит от наглядного материала. Он поддерживает внимание и работоспособность.

Сложнее всего реализовать программу по ознакомлению с художественными произведениями, так как для каждой возрастной категории рекомендуется свой список литературы.

При проведении занятий нужно заранее продумать, что будут делать дети, пока остальные занимаются (рассматривание иллюстраций, настольные игры).

Сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потенциалом. В разновозрастной группе это сотрудничество особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам.

При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал.

Путешествие по комнате

 Цель. Приучать детей участвовать в коллективных мероприятиях, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать).

Ход занятия

 Передвигаясь по группе, дети запоминают, где что хранится, упражняются в наблюдательности. Например, находят новую книжку в книжном уголке; спрятавшегося медвежонка (потом он водит, а прячутся дети); зеркальце, с помощью которого в солнечный день можно ловить солнечных зайчиков; кусочки мягкого цветного провода, из которого каждому малышу взрослый делает браслет или кольцо и т. п.

Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

 Цель. Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей (в том числе произнесенные взрослым по-разному (но без сюсюканья): Саша – Сашенька – Сашу ля), преодолеть застенчивость.
 Ход игры
 Эту игру можно проводить как на прогулке, так и в помещении.
 Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Используя текст русской народной песенки, он приговаривает:

 
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
 

 Воспитатель выводит ребенка в центр комнаты (площадки) и обнимает его.

 
Ванечка хороший (Олечка хорошая),
Ванечка пригожий (Олечка пригожая).
 

 «Ванюша светловолосый, с темными глазами, красивый, сильный и не плакса», – говорит педагог. («Оленька хорошая, веселая, свою куклу Машу любит, песенки ей поет. А детям споешь? Я тебе, если потребуется, помогу…», «Дима хороший, Дима пригожий. Сильный, он не дерется. Умеет строить высокие башни…»)
 Расхвалив 5–6 детей, педагог приглашает всех малышей к себе. Воспитатель просит взять себе в пару сверстника, который особенно нравится ребенку (это не сразу получается). Детям, составившим пару, воспитатель предлагает обняться.
 Педагог по очереди обнимает детей, которые не сумели (не захотели) найти себе пару.
 «Замечательные у меня дети, – завершает общение с малышами педагог, – красивые, умные, добрые, веселые. Я вас всех люблю».
 Эту игру проводят неоднократно в течение года.
 Детям постарше можно предложить другую игру, в основе которой лежит величальная песня. В центре круга стоит ребенок, а воспитатель сначала один, потом с помощью детей проговаривает-пропевает:

 
У нас ли царевич,
У нас ли дорогой,
Царевич удалой (молодой)
Свет… (Ванюшенька).
У нас ли царевна, (Царевич выбирает и вводит в круг царевну.)
У нас ли дорогая,
Царевна-раскрасавица
Свет-милая… (Варварушка)
(Свет Варварушка-голубушка).
 

 Царевич с царевной обнимаются и возвращаются в круг, а воспитатель выбирает нового царевича.
 С детьми, которым уже исполнилось четыре года, а также со всеми желающими малышами можно поиграть в игру «Золотые ворота» (используется стихотворение А. Прокофьева «Золотые ворота»).
 Двое детей образуют ворота, а остальные ребята, прослушав (проговорив вместе с педагогом) стихотворение, друг за другом (не парами) проходят в ворота.

 
Ай, л юл и, ай, л юл и,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились Не простые —
Золотые
Ворота!
Возле норки Крота
Встала горка Крута…
Проходите,
Кто хотите,
В золотые ворота!..
 

 Следует отметить, что дети, по каким-либо причинам не участвующие в игре, все равно слышат и видят, что делают воспитатель и товарищи, запоминают тексты и правила различных игр.
 Для проведения этой игры можно пригласить нескольких детей из группы, где воспитываются дети 5–6 лет.

В разновозрастных группах старшие учатся заботиться о младших, быть примером. Происходит передача опыта старших детей — младшим, для которых старшие являются и образцом поведения и организаторами их деятельности.
 В ряде случаев опосредованное воздействие педагога через старших дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние взрослого. Разновозрастной состав группы сада имеет преимущество перед одновозрастным в развитии речи младших детей.
Малышам есть с кого брать пример и за кем тянуться, и они развиваются быстрее.
 Некоторые дети опережают сверстников по развитию и им намного интересней общаться и играть со старшими.
В разновозрастной группе в выигрыше оказываются и дети постарше, и малыши. Общение с более старшими детьми и забота о маленьких стимулирует развитие и тех и других.
 Разновозрастные группы не противоречат действующим СанПиН, устанавливающим требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях при условии организации режима дня, максимально соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.
 В разновозрастной группе сада требуется проведение развивающих занятий отдельно для маленьких детей и детей постарше. Для этого в данной группе 2 педагога.
 Наконец, у малышей и детей постарше разный уровень восприимчивости к простудным заболеваниям. Смешанная группа с большей вероятностью «продержится» и не уйдет на карантин во время эпидемии гриппа и других сезонных заболеваний.

 Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания, как в разновозрастном коллективе. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки, защищают от обидчика, т. е. заботятся о нем. Особое значение приобретает пример старших для малышей. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших. Многолетние наблюдения доказывают, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.

 Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год – сильным умным, справедливым. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, они главные помощники воспитателя, им разрешается то, что не разрешено младшим. Кроме того, старшие дети знают много интересных игр, умеют прыгать через скакалку, ловко кидать и ловить мяч, быстро бегать. Они могут прийти на помощь, успокоить и помирить малышей.

 Старшие дети – наши активные помощники в течение всего дня. Им уже можно давать конкретные задания и требовать их выполнения. Например, убрать игровое место после свободной игры. В принципе к этой уборке  мы привлекаем всех детей, но по-разному.  Малыши трех с половиной – четырех лет участвуют в уборке, подражая воспитателю. Однако и те и другие участвуют в уборке только до тех пор, пока у них сохраняется интерес к самому процессу. А вот для старших детей это работа, которую им надо довести до конца, и воспитатель должен проконтролировать это.

 И конечно, дети всех возрастов любят подвижные игры, которые важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения. Старшим в таких играх необходимо быть не только ловкими и быстрыми, но также терпеливыми и великодушными по отношению к младшим.

 Еще несколько слов о свободной игре, которая является основным видом деятельности для дошкольников. Через игру ребенок постигает мир, учится устанавливать связи с другими людьми, в игре развивается фантазия ребенка.

 Однако в наше время дети, окруженные невероятным количеством самых разнообразных игрушек, почти не умеют играть. Их игры примитивны и однообразны и часто сводятся к простому манипулированию предметами. Детей просто никто не учит играть. В разновозрастной группе иное положение. Здесь младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кроме того, если в игре участвуют  дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется особая роль. Например, старшие устраивают для маленьких кукольный театр, или сооружают парк с аттракционами, куда можно пройти по купленным в кассе билетам. Или строят поезд и везут всех желающих к морю, а малыши с радостью становятся пассажирами. В таких играх большие дети учатся заботиться о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. И это очень важно, особенно для тех ребят, у которых нет младших сестер и братьев.

 Хотелось бы остановиться на еще одном аспекте разновозрастной группы. В такой группе у ребенка есть возможность меняться. Даже если ребенок робок и слаб, наступает такой момент, когда он становится старшим в группе. Он – на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие дети и воспитатель. Он действительно становится помощником воспитателя, он помогает освоиться в группе новым детям. Иногда его просят организовать и провести небольшую игру. Вместе с воспитателем он показывает кукольный спектакль всем детям. Так ребенок обретает уверенность в себе, учится устанавливать контакт с незнакомыми детьми, что очень важно для будущего школьника.

 Конечно, работа в разновозрастной группе требует от воспитателя повышенного внимания, гибкости, глубокого знания всех этапов развития ребенка, то есть крайне серьезной подготовки. В такой группе собраны вместе дети трех, а иногда и четырех возрастных ступеней. При этом очень важно, чтоб в каждой возрастной подгруппе было достаточное количество детей (особенно это важно для старших). Поэтому разновозрастная группа не должна быть малочисленной – не менее двенадцати человек. Необходимо постоянное присутствие в группе двух воспитателей: один поддерживает игру малышей, другой выполняет текущую работу, привлекая к этому старших детей. Тогда в группе не будет скуки, в ней поселятся тепло и радость.

 Таким образом, мы видим, что в разновозрастной группе без каких-либо специальных разъяснений воспитателей, только путем творческого подражания младших детей старшим у ребенка формируется действительно правильное социальное поведение.