Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8204 Туристическо-краеведческая деятельность в детском саду.

Опубликовано 16.11.2023

 Тюрина Наталья Александровна

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

   детский сад №453 г. Челябинск

Воспитатель

 

 

 Туристическо -краеведческая деятельность в детском саду.

      

       
         Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к  уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности. В связи с этим активизируется поиск таких подходов которые могли бы повышать физическую подготовленность и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.

        Одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками.  Доступные формы туризма используются  в детских садах в познавательных и воспитательных, оздоровительных целях. Активизация двигательного режима  с использованием средств туризма, позволяет не только совершенствовать двигательную сферу ребенка, но и формировать его личностные качества, а также расширять информацию об окружающей жизни.

         Туристическо- краеведческая работа в детском саду – одна из путей совершенствования воспитательно-образовательной работы детского сада, усиления ее патриотической направленности. Она позволяет приблизить обучение ребенка к реальной жизни, познакомить его с объектами ближайшего природного и социального окружения, создать запоминающийся образ Родины. Большая Родина всегда начинается с малой – с семьи, двора, детского сада, леса и речки, расположенных рядом. Использование краеведческого материала – важное условие для понимания своеобразия родного края и ступенька к пониманию удаленных от ребенка уголков страны.

Цель:

 Реализация комплексного подхода к развитию ребенка, осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников средствами туристско-краеведческой деятельности, формирование туристско-краеведческого знания, развитие познавательной и  исследовательской деятельности, укрепление здоровья.

       Задачи:

  • ознакомление с окружающим миром, его достопримечательностями, памятниками и бережного отношения к ней, воспитание патриотических чувств.
  • на примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать свое место в нем;
  • средствами  туристиеско-краеведческой работы развивать интеллект ребенка, формировать наглядно – образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношенийсо взрослыми и сверстниками;
  • нравственно воспитывать дошкольников, формировать доброе, заботливое отношение к природе, людям, своему поселку и стране;
  • способствовать физическому развитию ребенка и его оздоровлению;
  • учить ориентироваться в природной и социальной среде обитания.

 

       Оздоровительная ценность туристическо-краеведческой деятельности.

Туризм,   средство физического воспитания,  позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей.  В полной мере использовать циклические движений на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости, способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка (быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила), а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.

Пеший туризм является средством лечения и профилактики болезней кровообращения. Формируются основы первых навыков здорового образа жизни.

Образовательная (познавательная) ценность туристическо - краеведческой деятельности.

Средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей. Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об охране ее. Знакомятся с историей своей семьи (знание семейных традиций, составление родословной), с историей детского сада и родного города. Развивается чувство принадлежности к определенной культуре, сопричастности к событиям, происходившим и происходящим в своей семье, детском саду, городе, крае. Исторические знания формируют образ малой родины.

Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

Воспитательная ценность туристическо -краеведческой деятельности.

Именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. Поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся замечать затруднения окружающих, появляется стремление помочь им. Формируется представление о правдивости, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближним, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю. Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Походная жизнь развивает наблюдательность.

Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приемам работы.

 

Формы проведения занятий:

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

  • Беседа с использованием иллюстраций и демонстрацией опытов;
  • Наблюдения за домашними животными, комнатными растениями
  • экскурсии по городу, селу, району, в мини- музеи в детском саду
  • игры (подвижные, дидактические: головоломки, “Кто это?”, “Что это?”, разрезные и объёмные головоломки и т.д.).

Старшая группа (5-6 лет)

  • Беседа с использованием иллюстративного материала, с демонстрацией опытов, слайдов, диафильмов и видеофильмов,
  • Наблюдения за животными, комнатными растениями, живой природой.
  • Экскурсии по городу, селу, району, в предприятия, мини-музеи в детском саду, музей школы.
  • Мини походы на природу, по экологической тропинке на природе.
  • игры (спортивные, подвижные, дидактические: головоломки, “Кто это, что это?”, “Третий лишний”, сюжетно-ролевые игры).

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

  • беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала, демонстрацией опытов и использованием технических средств,
  • наблюдения за живой природой (растениями, животными, насекомыми)
  • экскурсии в Музей природы, по памятным местам на участках, парк культуры и отдыха, сквер.
  • игры (с готовыми правилами: игры-соревнования, игры-состязания “Кто больше назовёт…!”, и “Кто быстрее” и др. , дидактические: разнообразные головоломки, конкурсы;  сюжетно-ролевые игры).
  • Практические занятия в помещении и на местности.

 

В заключение необходимо подчеркнуть, что вся работа, которая проводится с детьми, направлена на решение задач по патриотическому воспитанию и развитию интереса детей к туристическо-краеведческим прогулкам. Как показывает практика, туристические прогулки благоприятно сказываются на психофизиологическом развитии детей, способствуют снижению заболеваемости и увеличению показателей подготовленности к туристическим прогулкам. Если в результате педагогической работы малыш приобрел знания о его истории, достопримечательностях, будет знать имена тех, кем гордимся, кем прославлен и основан, начнет проявлять интерес к событиям родного поселка и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, можно считать, что задача выполнена.

 

 

Список литературы:

  1.  Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников: Метд.реком.-М: ЦДЮТ РФ, 1992.-44с.
  2. Брицкая Р.А. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через работу кружка «Туристенок». – URL:
  3. Завьялова Т.П. Методика использования средств туризма в физическом воспитании детей 6-7 лет в дошкольном образовательном учреждении: автореф.  дис.  …канд.пед.наук.- Тюмень, 2000-21с.
  4. Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути  оптимизации. –М.:Гном-Пресс, 2004.-343с.

                5.Гришина, И. И. Краеведение в детском саду / И. И. Гришина, О. И. Давыденко, Е. В. Свинина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 32-34. — URL: