«Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания
личности ребенка».
Выполнили воспитатели
группы «Звездочки» №11:
Попкова М.П
Михайлова А.В
Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Тесная связь воспитания с жизнью народа – источник идейной направленности воспитания.
Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определенного вида труда (строителей, хлеборобов, овощеводов и др.), затем – с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов (строительство дома, выращивание хлеба), после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.
Многие дидактические игры и направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры, как «Кто построил этот дом?», «Откуда стол пришел?», «Кем рубашка сшита?» и др., содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявлять конкретные знания о труде строителей, хлеборобов, плотников, ткачей и др., о машинах, которые помогают им в работе, об этапах производства. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали!» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Нравственное воспитание. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.
Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога – воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.
Наблюдая за поведением детей в играх, мы отмечаем их поступки. Например, играя в какую-либо настольную игру, один из играющих (назовем его Дима) все время выигрывает. Затем ему становится неинтересно играть, и он хочет бросить игру. «Давай еще раз сыграем, - просит его товарищ. – Пожалуйста, Дима, поиграй еще немного». И Дима снова включается в игру, помогает товарищу советом, как надо играть, чтобы победить. Наконец, тот тоже стал победителем в игре. Оба довольны. Я рассказываю детям, как хорошо играли вдвоем два мальчика. «Дима был хорошим товарищем: помог Вове, научил его играть», - заканчивает рассказ воспитатель. Дети потом сами вызываются помочь малышам во время игры, сделать им подарок в виде новой дидактической игры, научить новенького играть в знакомую детям игру и др.
Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре «Кто построил дом?» дети узнают о том, что, прежде чем строить дом, архитекторы - проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги и др.
Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстративный, природный материал, изготовляют карточки, фишки, коробки, настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так, наряду с готовыми (фабричного производства) играми можно выполнять вместе с детьми полезные для работы материалы. Кроме того, это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.
Одним из важнейших направлений дошкольного образования на современном этапе выступает обеспечение интеллектуального развития каждого ребёнка как основы формирования активной творческой личности. Активность ребёнка дошкольного возраста, особенно интеллектуальная, рассматривается в качестве главного условия не только освоения им разных видов деятельности, но и выхода за пределы взаимодействия с окружающим миром.
Интеллект – это важное качество психики человека, которое отвечает абсолютно за все сферы жизнедеятельности, поэтому крайне важно начинать его развитие в самом раннем возрасте. Интеллект дошкольника уже развит до определённой степени, но именно в этот период нуждается в помощи извне, в дополнительных стимулах и заданиях. Таким образом, в своей работе, необходимо выбирать методы и формы обучения наиболее приближённые к естественной детской среде. Всем известно, что игра, являясь простым и близким ребёнку способом познания окружающей действительности должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными представлениями, умениями, навыками.
Используем в своей работе дидактические игры и наглядные пособия, мы формируем умение анализировать, сопоставлять, размышлять над какими-либо вещами, обобщать, закреплять, приобретать опыт общения со сверстниками.
Благодаря использованию дидактических игр и наглядных пособий процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. Для ребёнка очень важно воспринимать окружающий его мир на практическом опыте, посмотреть, потрогать, послушать и так понять связь между предметами и окружающей действительностью. Полное обучение и развитие должно опираться на чувственный опыт ребёнка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно, тогда, как слуховая поступает последовательно и занимает гораздо больше времени. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Наглядность является попыткой задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Применяя наглядные средства, я учу воспитанников видеть главное, систематизировать полученные представления. Использование различных средств наглядности в формировании учебной деятельности дошкольников имеет важнейшую, дидактическую роль. Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребёнка, обеспечивает переход от конкретного к абстрактному, увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету. Всё это расширяет кругозор дошкольников.
Наглядный дидактический материал рассчитан на определённое содержание, методы, фронтальные формы организации и обучения, соответствует возрастным особенностям детей. Использование различных видов наглядности – наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, иллюстраций, образцов, использование схем и так далее – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый. Хочется так же отметить, что применение наглядного материала прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения.