Детский сад № 47 «Лесная сказка» - филиал АН ДОО «Алмазик»
ЛЭПБУК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
К ШКОЛЕ ГРУППЫ № 2 «ЗНАЙКИ»
«РЕЧЕВИЧОК» ПОИГРАЙКА.
Методические рекомендации
к учебно-дидактическому пособию
СКАЧАТЬ (с фото)
Подготовили воспитатели: Рязанова А.А.
п. Айхал
2020 год
Методические рекомендации для педагогов при работе
с лэпбуком «Речевичок».
Чтобы повысить интерес детей к занятиям по развитию речи, разработан лэпбук «Речевичок». Данное пособие предназначено для работы с детьми 6-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:
ü как наглядный материал для работы в процессе подгрупповой и индивидуальной коррекционной ООД;
ü в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению речевых задач ОД.
В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у детей, внимания, памяти.
Лепбук, это книжка-раскладушка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Однако несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной темой.
Актуальность
Игра- один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования.
Игра является основным видом активности дошкольников, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный опыт, закрепляются знания детей. Поэтому важнейшей задачей является создание условий, необходимых для более широких внедрений дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях.
Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения в школе и дальнейшей полноценной жизни.
Современные педагоги в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования ищут новые подходы для, идеи, технологии для того, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук. Лэпбук- это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми, отображает добровольное присоединение детей к деятельности.
Цель: превратить любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития.
Задачи
1. Правильно произносить все звуки;
2. Говорить не торопясь, выразительно, поддерживая беседу;
3. Развивать способности внимательно рассматривать картинку, предмет, составлять рассказ по образцу;
4. Составлять связные предложения по картинке из 5-6 предложений;
5. Слушать и понимать содержание поговорки, пословицы;
6. Обогащать словарный запас, использовать в речи предлоги;
7. Развивать зрительное внимание, мышление, память, связную речь, фантазию, воображение.
ЛЭПБУК «РЕЧЕВИЧОК» включает в себя следующие игры:
Дидактическая игра «Звуковые дорожки».
Цель игры:
- автоматизация поставленного звука в словах в различных позициях;
- развитие звукового анализа слов; формирование у ребенка навыков самоконтроля за речью;
- активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;
- совершенствование зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве.
Дидактическая игра «Ребусы».
Цель игры: Активизация мыслительной деятельности, закрепление навыков звукового анализа, обучение к чтению.
Задачи:
- Упражнять выделять первый звук в слове, дифференциации гласных, согласных звуков.
- Учить подбирать звук к букве.
- Развивать мыслительные операции, подготавливать детей к чтению.
- Развивать пространственные представления.
- Воспитывать самостоятельность, смекалку.
Дидактическая игра «Определи место звука в слове».
Цель. Упражнять детей в нахождении места звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Дидактическая игра «Определи количество слогов в слове».
Цель. Развивать способность определять с помощью вспомогательных средств количество слогов в словах в зависимости от количества гласных звуков.
Дидактическая игра «Чистоговорки»
Цель: развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий.
Задачи:
- развивать восприятие темпа,
- развивать восприятие ритма,
- развивать речевое дыхание,
- развивать навыки управления силой голоса,
- отрабатывать силу и координацию воздушной струи,
- отрабатывать модуляцию голоса,
- отрабатывать правильный темп речи,
- отрабатывать интонационную выразительность речи,
- отрабатывать четкость дикции,
- обогащать словарный запас, уточнять понятия, значение слов.
Дидактическая игра «Читаем слоги».
Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат чистоговорки и скороговорки.
Цель: развить навыки фонематического анализа и чтения.
Дидактическая игра «Мнемотаблицы скороговорки».
Цель:развивать способность составлять скороговорку с опорой на мнемотаблицу.
Дидактическая игра «Составь слово».
Цель:развивать способность составлять слова подбирая одинаковые по форме фигуры, чтение.
Дидактическая игра «Какое варенье»
Цель: развивать способность образовывать прилагательные от основ существительных. Развивать логическое мышление, внимание.
Дидактическая игра «Найди ударный слог в слове».
Цель: развивать способность у детей определять на слух ударные слоги в словах.
Дидактическая игра «Фонематические потешки».
Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие.
- Развивать слуховое внимание и память,
- Воспитывать интерес к звучащему слову.
Дидактическая игра «Составь рассказ по картинкам».
Цель: развивать способность составлять сюжетный рассказ по
картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность.
Результаты.
Результатом использования учебно-дидактического пособия является развитие всех компонентов устной речи. При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность выполнения заданий в дидактических играх.
Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является прекрасным способ подачи, имеющийся информации в компактной форме.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что работа с лэпбуком оказывает положительное воздействие на речевое развитие детей. Такая интерактивная папка позволяет:
- обогащать словарный запас детей;
- формировать грамматические категории;
- развивать связную речь;
- совершенствовать мелкую моторику;
- развивать желание выполнять совместное игровое задание.