Чтобы начать говорить, необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. С точки зрения своей организации язык представляет собой совокупность языковых единиц разного ранга (звуков, морфем, слов, предложений). А также правил их конструирования и употребления. Речевая деятельность есть особый вид деятельности, совокупность действий по порождению и восприятию речи.
Дети с нарушениями речи, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи логопеда. Очень часто встречается боязнь родителей определить своего ребёнка в логопедическую группу детского сада. «В логопедическую группу? У меня ребёнок «нормальный», а в этой группе он совсем разучится говорить» Или: «Мы так долго привыкали к детскому саду, переход в другую группу будет психологической травмой для моего ребёнка. Подскажите какие-нибудь упражнения, я буду с ним сама заниматься» - часто негодуют родители.
Распространенное мнение родителей, с возрастом все пройдет. А это очень опасное заблуждение. Сейчас практически у всех детей встречаются различные нарушения речи, которые может исправить только логопед. Не воспитатель группы, которую на данный момент посещает ваш ребенок, а логопед.
Логопедическая группа детского сада. Это специализированная группа детского сада, в которую зачисляют детей со схожими речевыми дефектами с сохранным слухом и интеллектом на два года обучения, после прохождения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).
Штат группы: учитель – логопед, два воспитателя, помощник воспитателя.
Логопедические занятия проводятся ежедневно, как фронтальные (со всей группой или подгруппой детей) по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи, формированию фонематического слуха, так и индивидуальные по коррекции звукопроизношения.
Все остальные занятия проводятся так же, как в массовых группах детского сада. В вечернее время после сна ведется коррекционная работа, направленная на закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. Эту работу проводят воспитатели по заданию логопеда.
На фронтальных логопедических занятиях дети в игровой форме пополняют свой словарный запас, учатся правильно употреблять лексико - грамматические категории родного языка (образование множественного числа существительных, уменьшительно - ласкательной формы существительных, правильное употребление предлогов и многое другое), развивают связную речь (пересказывают рассказы, придумывают свои рассказы сказки, составляют описательные рассказы).
На занятиях по формированию фонематического слуха дети учатся выделять заданный звук из ряда других звуков, определять место звука в слове, делить слова на слоги, развивают графомоторные навыки.
На каждого ребенка заводится папка взаимосвязи «Логопед - родитель», где логопедом даются родителям рекомендации по работе с детьми дома. Логопедическая группа дает хорошую подготовку детям к школьному обучению.
Логопед – это педагог, который устраняет различные нарушения речи, как у детей, подростков, так и взрослых. Логопед кроме педагогических знаний обладает и основами медицинских знаний, так как речь – это психический процесс. Много усилий требуется не только от логопеда, воспитателей, но и от Вас, уважаемые родители!
Залогом успеха коррекционной работы являются:
медикаментозное лечение (по показаниям врача);
четкое выполнение рекомендаций логопеда;
регулярное посещение детского сада (отсутствие пропусков по неуважительным причинам);
выполнение домашних заданий;
контроль над речью ребенка.
Дорогие родители, помните! Хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием.
Поэтому:
- старайтесь сделать ваши занятия с ребенком интересными и увлекательными;
- поощряйте каждый правильный ответ ребенка, и будьте терпимы к его ошибкам;
- не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если вы видите, что ребенок устал и отвлекается, лучше отложите занятие;
- тем не менее, заниматься следует систематически — 2-3 раза в неделю;
- дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых заданий полезно меняться с ребенком ролями.
Доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент — все это повысит интерес ребенка к занятиям, а значит, возрастет и их результативность.