Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – «Детский сад № 149»
Открытое занятие по развитию речи старшей группе.
Тема: «В гостях у сказки»
Воспитатель:
Рамазанова А.Н
Барнаул
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы
Задачи:
Образовательные:
-Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова антонимы, определяющие героев;
Развивающие:
-Поддерживать интерес к сказкам, развивать мелкую моторику руки через пальчиковую игру.
Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении сказочных героев.
Воспитательные:
Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познание»
«Физическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам.
Программное содержание:
Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова антонимы, определяющие героев; поддерживать интерес к сказкам, способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.
Демонстрационный материал:
письма, коробка, интерактивное оборудование, раздаточный материал.
Планируемые результаты: четко определяет содержание своей работы, точно отвечает на вопросы, проявляет активный интерес к занятию.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят под песню «В гостях у сказки»
Воспитатель: Добрый день, дорогие дети и взрослые! Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте покажем, как мы приветствуем друг друга.
Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Воспитатель: Скажите, а вы любите сказки? (ответы детей) Какие ваши любимые сказки? Предлагаю вам ненадолго оставить детский сад и отправиться в сказочную страну. А на чем можно отправиться? У меня есть ковер самолет. Становитесь все скорей.
Звучит песня «Ковер самолет»
Дети встают на ковер и закрывают глаза. Отправляемся друзья в чудо сказку - вы и я.
1.Вот мы и прилетели! Посмотрите кто - то оставил мешок, а в мешке записка и предметы какие то. Что же здесь написано? Читаю: «В мешке вы найдете не грибы и не ягоды, а сказочные предметы. Угадайте из какой они сказки? Их нужно немедленно вернуть в сказку, а если интересно, сколько здесь вещей - посчитайте.
Давайте посмотрим что там лежит!
2. Основная часть
Дети по очереди вынимают картинки со
схематическим изображением предмета из мешка и называют с каким героем и с какой сказкой ассоциируется этот предмет:
золотой ключ (Буратино)
яйцо (Курочка-Ряба )
пирожок (Маша и медведь )
стрела (Царевна-Лягушка )
аптечка (Доктор Айболит)
самовар (Муха Цокотуха)
банка с мёдом (Вини-пух и все, все, все)
туфелька (Золушка)
2.Ребята, посмотрите, здесь еще книга « СКАЗКИ». Ой, но что-то она не открывается.
Интересно! Может нам надо назвать наши любимые сказки, тогда она откроется и мы сможем ее почитать.
Назови сказку по схеме.
Сказку нужно назвать с помощью картинок .
Воспитатель показывает схемы, дети называют сказку.
3.Звучит музыка
Появляется Баба-Яга (ребенок)
Баба-Яга: Здравствуйте ребятишки! Узнали меня?
Дети: Баба – яга!
Баба-Яга: Ну конечно я Баба-Яга, а вы кого ждали? Наверно Василису Прекрасную! (радостно и насмешливо)
Ха-ха-ха! Вы слышали новость? Змей Горыныч решил всех героев переловить, в свою пещеру утащить и никому больше не отдать. Некоторых поймал, а другие сами разбежались, попрятались. А меня и разбойников – злодеев оставил – мы же вредные, да противные.
В-ль: Случилась беда, а ты, Баба-Яга, радуешься! Так вот почему у нас книга со сказками не открывалась! Нужно спасать сказочных героев! Верно, ребята? Пойдем с нами, Баба – Яга покажешь путь, поможешь нам.
Баба-Яга: Ну да, конечно! Чтобы меня Змей Горыныч тоже заточил под замок? Нет уж! Хотя, мне среди разбойников скучно… Но помогать вам не буду – сами справляйтесь!
- Ну что же, тогда пойдем мы на помощь сказочным героям!
Убегая, Баба-Яга роняет листочки.
Поднимаем, разглядываем.
В-ль: - Ребята, да это же страницы из книг, картинки с изображением сказочных героев разорванные на части.
Надо бы их собрать. Вот и узнаем, кого Змей Горыныч поймал.
Дети подходят к столам группами по 3-4 человека. (включить музыку для фона)
Дети собирают обрывки, и складывают их в целую картинку.
В-ль: Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело.
В-ль: Кто у вас получился? А из каких сказок эти герои?
-Давайте попробуем, может наша книга откроется?
-Ребята, посмотрите, у нас открылась первая страничка, здесь какой-то конверт лежит. Давайте прочитаем. Змей Горыныч перепутал названия сказок. Надо их исправить.
4. «Сказочные перевёртыши»
«Гадкий котенок».
«Три волчонка».
«Солнечная королева»
«Петушок Ряба»
«Иван – царевич и зеленый крокодил».
«Волк и 7 тигрят»
«Пашенька и медведь»
«Царевна-индюшка»
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
«Лисичка-сестричка и серая мышь»
"Зеленая шапочка»
"Кот в валенках".
“Мышь босиком” - “Кот в сапогах”;
“По собачьему велению» - «По щучьему велению»
“Баба-Бяка” – «Баба Яга»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ПО СКАЗКЕ:
- «В темном лесу есть избушка»
В темном лесу есть избушка – дети шагают
Стоит задом наперед – дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка – Грозят пальцем
Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, - показывают пальчиком
Глаза большие – показывают
Словно угольки горят- покачивают головой
Ух, сердитая какая! – бег на месте
Дыбом волосы стоят –руки вверх
5. Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.
1 Он кривой и хромоногий,
Всех мочалок командир.
Он, конечно, всех отмоет,
Умывальник.
(Мойдодыр)
Делим на слоги слово «Мойдодыр» Сколько слогов?
Дети: 3 слога
2. У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это? (Буратино)
- На какой звук начинается слово «БУРАТИНО», какой звук- согласный или гласный.
3. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит)
- Называем слова со звуком (А) в начале слова.
Называют все дети по очереди.
4. В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
(Заюшкина избушка). Описать зайца.
6. Мух ловил под потолком,
Ездил на печи потом.
Щуку он в реке поймал,
Слово хитрое узнал.
(Емеля). Определить где стоит звук «е»
. Все девчонки и мальчишки.
Полюбить его успели.
Он - герой веселой книжки,
За спиной его - пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый. (Карлсон)
7. Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг - только грязь и зола.
А звали красавицу. (Золушка)
Ну и овощ, вот гигант,
Ну, не вытащить никак!
Тянул дедка вместе с бабкой,
Мышка очень помогла!
(сказка «Репка»)
6. Воспитатель: А вы помните сказку «Цветик - семицветик»? Помните, девочка Женя отрывала лепесток, произносила волшебные слова и загадывала желания? А у нас от цветика-семицветика осталась только серединка, а лепестки разбросаны. И мы с вами должны собрать лепестки. А задание «Дополни имя сказочного героя, предмета». Я буду называть первую часть имени, а вы должны вспомнить вторую.
1. Домовёнок (Кузя)
2. Почтальон (Печкин)
3. Доктор (Айболит)
4. Мышка (норушка)
5. Лисичка (сестричка)
6. Лягушка (квакушка)
7. Дядя (Фёдор)
8. Кащей (Бессмертный)
9. Крокодил (Гена)
10. Крошечка (Хаврошечка)
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»:
Будем пальчики считать, - сжимаем и разжимаем пальчики кулачки
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, - на каждое название сказки загибаем
Колобок – румяный бок поочередно пальчики
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад (хлопаем в ладоши)
Как вы знаете, в сказках хорошие персонажи, а есть плохие. На кого из героев
сказки вы бы хотели быть похожи? Почему? (Ответы детей) .
– У меня есть волшебная палочка! С ее помощью мы превратим отрицательные черты
характера в положительные.
Лживый – правдивый
Трусливый – храбрый
Злой – добрый
Жадный – щедрый
Ленивый – трудолюбивый
Глупый-умный
Слабый-сильный
Грязный-чистый
Неряшливая -аккуратная
3. Заключительная часть.
Мы сегодня не просто побывали в сказках, мы сделали много добрых дел.
Мы помогли героям сказок. Кому мы с вами помогли? (ответы детей) .
Давайте ,посмотрим, может быть книга со сказками тоже расколдовалась.
Ура! Книга открывается, и мы опять можем читать наши любимые сказки.
Ну а теперь нам пора лететь обратно в свою группу вставайте все на ковёр - самолёт и он
отвезёт нас в детский сад.
1, 2, 3 взлетаем, снова глазки закрываем
Звучит песня «Ковер самолет»
1, 2, 3, 4, 5
вот и в группе мы опять,
можно глазки открывать (снимаю платок сказочницы)
Я хочу пожелать, чтобы вы выросли такими же
-удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,
- добрыми, как Емеля
- обаятельными, как Чебурашка,
- хозяйственными, как Матроскин,
- трудолюбивыми, как Золушка,
- находчивыми, как Кот в сапогах.
До новых встреч.