Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8143 Тема: «Методические рекомендации по организации в группах развивающей среды, стимулирующей раскрытие музыкальных способностей ребенка и его творческих возможностей»

Опубликовано 18.10.2023

Труфанова Виктория Юрьевна
МБДОУ №6 «Ромашка», город Междуреченск
Музыкальный руководитель

 

Методические рекомендации по организации в группах развивающей среды, стимулирующей раскрытие музыкальных способностей ребенка и его творческих возможностей

 

Создание развивающей музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении является необходимым условием реализации цели и задач музыкального воспитания. Среда в широком понимании слова – это «жизненное» пространство, окружающее ребенка в детском саду, способствующее в той или иной степени раскрытию его потенциала и позволяющее педагогу наиболее эффективно организовать педагогический процесс. 

С точки зрения современных принципов музыкально-развивающая среда должна отвечать требованиям свободы, доступности, открытости и многообразия программных задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Важным условием эффективности реализации программного содержания музыкального развития детей является опора на следующие дидактические  принципы:

1. Создание развивающей среды:

  • взаимодействие детей со взрослыми, увлеченными музыкой и понимающими ее значение в жизни ребенка;
  • отбор высоко - художественной музыки, сопровождающей жизнедеятельность ребенка (развитие музыкального кругозора детей происходит через их знакомство с лучшими образцами музыки: от детского фольклора народов мира и классической музыки до музыки современных композиторов разных жанров и стилей);
  • наличие качественных музыкальных инструментов и игрушек (инструменты должны быть простыми, доступными для освоения ребенком способов звукоизвлечения). Такими инструментами является разнообразие шумовых, а также некоторые звуковысотные инструменты (ксилофоны и металлофоны), которые развивают у детей также звуковысотный, ладовый и гармонический компоненты слуха. Желательно обеспечить наличие разнообразных шумовых и ударных инструментов, среди которых: треугольники, бубенцы и колокольчики, тарелочки, молоточки, деревянные коробочки и ложки, маракасы, бубны, дудочки, погремушки. Разнообразие ярких, необычных музыкальных инструментов побуждает детей под руководством педагога, творить, используя для этого звуки. Техническая легкость игры побуждает детей к простейшим импровизациям.
  • наличие танцевально - игровой атрибутики (различных по цвету и размеру ленточек, султанчиков, платочков и шарфиков, искусственных цветов, веночков, листочков, веточек, корзиночек, зонтиков). Слушая музыку, импровизируя музыкально - ритмические движения, дети должны иметь возможность свободно выбирать атрибуты, соотнося музыкальный образ и выразительные свойства предмета. Для обыгрывания песен, организации различных музыкально - дидактических игр необходимо наличие разнообразных детских игрушек, масокшапочек.

2. Предоставление возможности каждому ребенку творчески реализовать себя в каждом виде музыкальной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

3. Создание комфортных условий для музыкального развития детей (каждая встреча должна доставлять детям искреннюю радость и удовольствие). Таким образом, к основным принципам относятся:

1. Принцип целостности: обеспечивает новые знания, которые раскрываются во взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира;

2. Принцип психологической комфортности: (создание образовательной среды, обеспечивающей, как снятие всех стрессообразующих факторов, так и переживание радости, чувство удовлетворения, увлеченностью деятельностью);

3. Принцип вариативности: (обеспечивает предоставление детям возможности выбора степени форм активности в различных видах музыкально – творческой деятельности);

4. Принцип деятельности: (новые знания даются не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на основе творческого музицирования, импровизации в различных видах музыкальной деятельности); 

5. Принцип творчества: (обеспечивает для каждого ребенка возможности приобретения собственного опыта творческой деятельности);

6. Комплексно – тематический принцип: (предполагает организацию совместной музыкально – творческой деятельности педагога с детьми на основе игровых тематических проектов).

Воспитатель является первым помощником музыкального руководителя не только на музыкальных занятиях, но и на развлечениях, праздничных утренниках. В первую очередь осуществляет выполнение творческих заданий детьми в группах. Например, помогает закрепить музыкальные впечатления детей через зарисовки к тому или иному произведению. В совместной деятельности с ребенком изготавливает музыкальный инструмент, музыкальный дидактический  материал, разнообразную атрибутику.

Музыкальный руководитель регулярно проводит консультации для воспитателей, где решаются вопросы по проведению музыкальных мероприятий, по оснащению музыкальных центров в группах, по подбору музыки, которая используется в различных режимных моментах, по организации самостоятельной деятельности детей в музыкальных центрах в группах. Таким образом, возможность и активность музыкально - творческих действий детей зависит от среды, в которой происходит развитие и обучение. Для успешного творческого процесса необходимо обеспечить открытость пространства взаимодействию и свободному поиску. Насыщенная, разнообразная музыкальная среда содержит в себе множественные возможности для действия с ней, чем и создает условия творчеству.