Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 96 «Снежинка» города Калуги.
Конспект занятия
по познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе.
Тема: «Полярное сияние».
Подготовила:
Фролова А.В.
Квалификация:
соответствие
занимаемой должности
Калуга, 2023
Цель: формирование представлений детей о явлениях неживой природы «Северное сияние» через познавательно-исследовательскую и изобразительную деятельность.
Задачи:
- учить создавать изображение северного сияния с помощью различных материалов;
- развивать навыки сотрудничества, взаимоотношений, доброжелательности;
- развивать познавательный интерес детей, творчество, умение мыслить логически, пополнять словарный запас;
- воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
Виды деятельности:
- познавательно-изобразительная, двигательная, коммуникативная.
Методы и приёмы:
- Загадки, художественное слово, познавательный рассказ, презентация;
- Игра-путешествие «На север» (физкультурная минутка);
- Творческая мастерская – рисование акварелью «Северное сияние»;
- Экспериментирование «Игра с водой и акварелью»;
- Экспериментирование с использованием соли «Сверкание и сияние красок»
I. Вводная часть.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, а вы верите в волшебство?»
Дети.
Воспитатель: «Как выдумаете, что такое волшебство?»
Дети.
Воспитатель: «А кто же самый главный волшебник?»
Дети.
Загадки о явлениях природы:
- У избы побывал – всё окно разрисовал.
У реки погостил – во всю реку мост мостил.
(Мороз)
- Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)
- Нашумела, нагремела,
Всё промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила.
(Гроза)
- Раскалённая стрела
Дуб свалила у села.
(Молния)
- Говорю я брату:
- Ох, с неба сыплется горох!
- Вот чудак, - смеётся брат, -
Твой горох – ведь это …
(Град)
Воспитатель: «А ещё, какие явления природы вы знаете?»
Дети.
Если ребёнок называет северное сияние, похвалить и предложить познакомится с этим явление поближе. Если нет, то предложить познакомиться (Есть ещё одно природное явление, и увидеть его можно только там, где очень холодно.)
Воспитатель: «Давайте с ним поближе познакомимся».
II. Основная часть.
Презентация.
Воспитатель: «Кто же этот волшебник, который создал такую красоту?» (Природа).
Я предлагаю вам сегодня со мной отправиться в путешествие «На север».
Физкультурная минутка.
Здесь всюду холод, лёд и тень Дети обнимают себя за плечи
Полгода – ночь Закрывают глаза ладошками
Полгода – день Выпрямляются, поднимают руки вверх
Из льда здесь люди строят дом Соединяют руки над головой – «Крыша»
И океан покрыт весь льдом Разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь Ставят ладонь козырьком перед глазами
И птиц ты в небе не заметишь Делают махи руками
Лишь мишка белый, словно иней Подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни Руки на поясе, стоят смирно.
Воспитатель: «Мы с вами тоже можем стать волшебниками. Но сначала я хочу вам показать необыкновенное чудо» (Воспитатель показывает фотографии с изображением северного сияния).
Воспитатель: «Попробуем сделать такое чудо?». Приглашает детей в творческую мастерскую.
Воспитатель: «Что нам для этого понадобится?» (Акварель, вода, спо
нж – поролоновая кисть, лист белой бумаги, кисти, соль).
Дети рисуют, смешивают с водой акварель.
Подойти к детям и рассмотреть рисунки, похвалить и предложить проэкспериментировать:
Опыт № 1
Предложить детям взять снопж, но при этом спросить у детей, для чего он нужен.
Дети: «Для того, чтобы набрать воду и смочить бумагу».
Воспитатель: «Для чего нужна разноцветная акварель?»
Дети: «Для смешивания цветов»
Предложить поиграть на листе бумаги с водой и красками. Обратить внимание на то, как они смешиваются, как получаются новые оттенки и цвета.
Опыт № 2.
Воспитатель: «Для чего нам нужна соль?» (Для того, чтобы соль поменяла цвет и картинка ожила: засверкала, заискрилась).
III. Заключительная часть.
Воспитатель: «Вам понравилось, ребята, делать такое чудо? С каким явлением природы познакомились? Что узнали нового?»
«А в следующий раз мы познакомимся с ещё одним природным явлением, с каким вы пожелаете».
Список литературы:
- Тугушева Г.П., Чисстякова А.Е. «Экспериментальная деятельность», Санкт-Петербург Детство Пресс, 2008г.
- О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», «Замечательные опыты и эксперименты для дошкольников» Творческий центр Москва 2001
- Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественных представлений в разных возрастных группах. Санкт-Петербург Детство – ПРЕСС 2009г.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Авторы – составители Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, Волгоград 2015г.