Конкурсно-обучающая игра
«Главная тайна природы»
(мероприятие по итогу проживания темы
«В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно»)
(старшие и подготовительные к школе группы)
Подготовила и провела:
Шимохина Е.П.
Красноярск, 2022
Цель: формирование ценностного отношения к окружающему миру
Задачи:
Обучающие:
- закрепить знания и навыки поведения в природе через решение проблемной задачи;
- обобщить представления об охране и защите родной природы через рассматривание сюжетных картин, макетов, построение пути следования команды.
Развивающие:
- развивать умение применять правила поведения в природе в жизненных, проблемных ситуациях;
- развивать умение ориентировать в помещении детского сада, используя карту (схему);
- развивать умение планировать свою работу, добиваться поставленной цели;
Воспитательные:
- формировать умение договариваться, работать в командах;
- продолжать воспитывать доброжелательность, чувство взаимовыручки, стремление прийти на помощь.
Планируемый результат: дети знают и объясняют нормы поведения в природном окружении; знают и объясняют назначение правил поведения на природе; могут применить правила поведения на природе в различных ситуациях; объединяются в команды, умеют договариваться о деятельности и способах ее выполнения; планируют свою деятельность; ориентируются в помещении детского сада, используя карту (схему).
Образовательная среда:
Предметно-практическая среда: маршрутные листы для команд, карта (схема) маршрута в ДОУ, рюкзак, различные предметы, картинки – пазлы с различными экологическими знаками, экологические контейнеры, «мусор», аудио письмо от Лесника, гнездо, яйца, картинки птиц, «озеро», маски – шапочки.
Среда взаимодействия «взрослый – ребенок»: партнерская форма общения (ситуативно-личностная форма при общении со взрослым на станции), сотрудничество совместно-индивидуальное; способ поддержки – создание педагогом условий, позволяющих ребенку проявить собственную активность, самостоятельность, инициативу.
Среда взаимодействия «ребенок-ребенок»: деятельность в команде.
Среда отношений к миру, другим людям, к самому себе: отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.
Предварительная работа: беседы о правилах поведения на природе, рассматривание иллюстраций экологического содержания, просмотр документальных фильмов экологической направленности, чтение художественных произведений, решение проблемных ситуаций, ситуационных задач.
Ход образовательной деятельности:
Этапы деятельности |
Содержание |
Комментарии |
Мотивационно-побудительный этап
|
Дети старших и подготовительных к школе групп получают аудио письмо от Лесника, который рассказывает детям о том, что когда-то он знал «Главную тайну природы», которая зашифрована на 4 кусочках - пазлах, которые разлетелись по всему лесу после сильного ветра. Только сейчас он не как не может вспомнить, что это за тайна и не знает где искать эти кусочки. Поэтому он просит ребят помочь ему. Ведь если он не соберет пазл и не вспомнит тайну, то ему не разрешат остаться в лесу и охранять его. Дети вместе с воспитателей обсуждают возможные варианты выхода героя из ситуации, приходят к выводу помочь леснику вспомнить «Главную тайну природы». |
Обсуждаются детские предложения – как помочь Леснику.
|
Основной этап
|
А чтобы детям было легче разгадать тайну и найти кусочки, Лесник отправил им маршрутные листы – подсказки, по которым детям нужно пройти и выполнить задания. «Идем в поход» - детям необходимо собрать в рюкзак те предметы и вещи, которые потребуются в походе! «Гнездовье птиц» - придя на станцию, дети узнают, что сильный ветер в лесу унес не только пазлы, но и покачнул воронье гнездо, из которого все яйца раскатились по полянке, детям нужно собрать все яйца и тем самым спасти будущих птенцов. Собрав яйца, дети обнаруживают в гнезде картинки с изображение птиц. Каждый ребенок берёт картинку и говорит, как называют птицу и её птенцов. Дрозд певчий — птенцы дроздята Снегирь – снегирята Выполнив задание, дети получают первый кусочек – пазл «Не разоряйте птичьи гнезда» и продолжают путь к следующей станции. «Лесное озеро» - на следующей станции ребята видят очень грязное озеро, так как люди после пикников бросают мусор в речку. Детям предлагается очистить воду. Дети собирают мусор в пакет, а из набора предметов изготавливают фильтр и очищают воду. Теперь можно и рыбок запускать! За очистку озера дети получают пазл «Не загрязняй водоем» «Живые цепочки» - дети делятся на команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки): один ребенок – растения, второй – растительноядного животного, третий – хищника. По команде «Цепочка стройся!» дети должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке. За выполнение задания дети получают пазл «Не трогай животных» «Спаси лес!» - детям предлагается собрать мусор на поляне, для этого они получают контейнеры со специальными знаками для сбора мусора и им необходимо не просто собрать мусор, но еще и рассортировать его согласно знакам на мешках (бумага, пластик, батарейки). За выполнение задания дети получают последний пазл «Не мусори». Получив все пазлы дети собирают картинку - «Берегите природу». И узнают, что «Главная тайна природы» в том, что она без нас не может! Дети решают отправить аудио письмо и фото с расшифровкой «Главной тайны природы» леснику, чтобы он её больше не забыл и мог охранять лес дальше. |
Воспитатель совместно с детьми обсуждает варианты выполнения задания, путает детей для развития их активности и умения логично выражать свою позицию, добиваться поставленной цели. Дети, ориентируясь карте, проходят все станции. На каждой станции, детям выдается кусочек – пазл. Помощь взрослого (ответственного за станцию), затрудняющимся детям - предлагает действия по аналогии, ситуации припоминания. Взрослый по мере выполнения детьми заданий задает уточняющие вопросы, направленные на организацию самоконтроля |
Рефлексивный этап
|
В конце путешествия дети делятся впечатлениями, вместе со взрослыми обсуждают происходившее с ними на станциях: - Что планировали сделать? Удалось ли помочь сказочным героям и научить их выполнению правил поведения на природе? - Получилось ли все так, как задумывали? - Были ли трудности при выполнении заданий? Как их решали?
|
|