Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8166 ""Кубики историй", или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста".

Опубликовано 30.10.2023
Михайлова Аксана Викторовна
МБДОУ - детский сад №1 "Солнышко" с. Мишкино
Мишкинский р-н, с. Мишкино
Воспитатель
 
""Кубики историй", или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста".

 

 

Современные дети — это уникальные создания, требующие особого подхода. Каким должен быть современный ребенок? 

 Уверенным в себе, коммуникабельным, самостоятельным, настойчивым, обладать способностью мыслить творчески и нестандартно, видеть необычное в обычном –вот неотъемлемые качества современного ребенка. Как же нам педагогам развить перечисленное в детях?

Для этого нужно быть современным воспитателем и использовать в своей деятельности современные интерактивные формы, методы и технологии.

Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему "Кубики историй", или сторителлинг как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста». Развитие связной речи является одной из главных задач речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется коммуникативная функция языка.

Опираясь на принципы дошкольного образования, установленные ФГОС ДО и ФОП ДО, образовательную деятельность мы должны строить на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Сторителлинг позволяет успешно реализовать данный принцип.

Техника сторителлинг, заимствованная из сферы маркетинга, заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Все мы, педагоги, работающие с дошкольниками, так или иначе сторителлинг используем. Встречали ли вы раньше этот термин?

Сторителлинг – это инновационная технология развития речи детей. Сторителлинг в переводе с английского означает «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов и т.п.

Придумал эту игру и удачно опробовал на личном опыте, глава крупнейшей международной корпорации - Дэвид Армстронг, человек, который далеко не педагог. В настоящее время сторителлинг из искусства увлекательного рассказа переросло в образовательную технологию, применимую в работе с дошкольниками. Цель сторителлинга– захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Задачи:

-       обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

-       систематизировать и донести информацию;

-       обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

-       наглядно мотивировать поступки героев;

-       сформировать желание общаться.

В чем жепреимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста:

  • Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
  • Помогает научится умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, помогает запомнить материал, развивает грамотность.
  • Может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории.
  • Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких-смелыми, молчаливых-разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!
  • Технику можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.

 Существует несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный и цифровой.

  • В классическом сторителлинге реальную ситуацию из жизни рассказывает сам педагог. Дети только слушают и воспринимают информацию.
  • Цифровой сторителлинг – это такой формат, в котором рассказывание истории сочетается с визуальными или аудиальными компонентами (картинки, презентации, видео).
  • Больше всего меня заинтересовал активный сторителлинг, где дети придумывают истории самостоятельно. Сочинение и рассказывание историй помогает детям понять окружающий мир и научиться с ним взаимодействовать, укрепляет связи между людьми. Сочиняя и рассказывая истории, дети развивают важные навыки устной речи, общения и слушания. Кроме того, рассказывание историй подготавливает детей к будущим письменным сочинениям.

Как у каждой игры у сторителлинга есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в «СКАЗОЧНИКОВ».

В данном варианте игры могут участвовать от 1 до 9 детей. Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление.                                                                                     

Оно должно быть коротким, здесь дети входят в ситуацию и знакомятся с героем. Можно предложить детям вспомнить начало сказок.

Варианты вступления:                                                     
• Когда-то давным-давно….                                                 

 • Садитесь поближе, я вам расскажу…                               

 • Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были….

• Это произошло темной и дождливой ночью…

• Наш герой понятия не имел, что его ждет

2. Развитие событий.

Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряженной.

3. Кульминация.

Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

4. Заключение.

Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.

 Данную технику применяем в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями. С целью обогащения словарного запаса, грамматического строя речи и составления рассказа с использованием различных лексических тем, посредством сторителлинга.