Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8076 План-конспект "Исследование речевых и неречевых функций в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5-7 лет)

Опубликовано 11.09.2023

План-конспект по исследованию речевых и неречевых функций в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

СКАЧАТЬ (с фото)

 

План-конспект составлен учителем-дефектологом МДОБУ «Сертоловский ДСКВ №2» Губаревой Н.А.

Цель  обследования: установить усвоенный детьми объём знаний, умений и навыков, вывить трудности, которые они испытывают в процессе овладения новыми понятиями и видами деятельности, в определении этапа, на котором они возникли и определение путей и средств коррекционно – развивающей работы.

Задачи  обследования:

-изучение поведения ( в ситуации обследования)

-выявление причин и особенностей нарушений: эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, восприятия (зрительного и слухового), мышления, логики

-определения уровня актуального развития ребенка

-выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

-выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;

-выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности;

-анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;

-определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

 

 Учитель – дефектолог (У-д): Здравствуй, Максим!

(Обращается к ребенку)

Посмотри, пожалуйста, какой у нас сказочный «Теремок»!

В этом теремке живут все самые разные герои сказок и мультфильмов.

А сейчас тебя хочет поприветствовать Каркуша.

Каркуша приветствует ребенка:- Здравствуй! Я сорока и зовут меня Каркуша. Я очень любопытная и всё про всех знаю! А вот про тебя совсем ничего не знаю…

У-д: Вот огорчение. Расскажи, пожалуйста, Каркуше о себе.

1.Обследование общего развития ребёнка - кругозор, уровень связного высказывания

Как тебя зовут?

Как твоя фамилия?

Сколько тебе лет?

Где ты живёшь?

С кем ты живешь?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Есть ли брат, сестра?

Кто старше, младше?

Ответы ребенка.

У-д: Молодец, Максим! Каркуша много узнала о тебе!

-А сейчас, я предлагаю тебе отправиться с Каркушей в мир сказочных приключений.

2. Обследование кратковременной памяти. Произвольной, непроизвольной, слуховой, ассоциативной.

У-д: Максим, посмотри, Каркуша принесла тебе  картинки, посмотри на них и назови их. (телевизор, грузовик, морковь, бабочка,  мяч, топор) (Максим называет)

У-д: Все картинки тебе знакомы?

Маким: Да.

У-д: А сейчас хитрая Каркуша спрячет все картинки, а ты называй их и Каркуша будет тебе их отдавать. (ребенок называет – проверка непроизвольной памяти)

У-д: У Каркуши много картинок в запасе. Посмотри на них, Максим, внимательно и назови их. (кукла, ведро, яблоко, сумка, карандаш, шапка)

Посмотри внимательно и запомни, потому что Каркуша опять их спрячет и отдаст, если ты из все правильно назовешь! (проверка произвольной памяти)

 

3. Методика Пьерона-Рузера для исследования внимания и темпа деятельности

У-д: Максим, посмотри, Каркуша принесла тебе лист с нарисованными на нем разными фигурками и просит тебя закрасить все звездочки – красным цветом, елочки – зелёным, грибы – коричневым, ведра – синим, мячи – желтым цветом. Поможешь, справишься? ( тест проводится с фиксацией времени, в верхней части листа показано, какой символ должен быть раскрашен каким цветом).

 

4.Обследование дыхания. Чувство ритма. Артикуляционная гимнастика.

Для этого нам необходимо выполнить упражнения. Посмотри внимательно на меня, как я их выполню.

Инструкция: Вдох носом. Выдох - через рот. (Повтори).

-упражнение «Бегемотики». Произносим звук «А» выполняем движения челюстью влево-вправо, (Повтори).

- упражнение «Улыбка» (удерживаем 5 с.) ,

- «Хоботок» (удерживаем 5 с.), (Повтори).

- упражнение «Блинчик» (удерживаем 5 с.),

-«Иголочка» (удерживаем 5 с.) (Повтори).

-Открой рот, высунь язык вперед, удерживаем язычок и одновременно водим глазами вправо- влево .

-Повтори за мной, постучи ладошками так, как я.

У-д: Как же весело стало Каркуше, ей уже не терпится с тобой поиграть.

5. Лексика. Классификация и обобщающие слова.

У-д: Игра называется «Помоги Каркуше выбрать нужные предметы».

Внимательно слушай ее и выполняй задания! Инструкция Сороки.

У-д: Посмотри на экран и назови все предметы.

-Что просила сорока? (фрукты, овощи, инструменты, колющие предметы, бьющиеся предметы, бумажные, металлические)

-Найди эти предметы и отправь Каркуше в гнездо!

6. Обследование звукопроизношения.

Инструкция: Посмотри и назови картинки .

7. Обследование грамматического строя речи. Согласование числительных с существительными единственного и множественного числа.

Игра «В магазине»

У-д: Каркуша увидел на прилавке одно ведро, два ведра, пять вёдер, много вёдер. А что ты увидел в магазине?

(Дерево, ведро, гараж, окно)

У-д: Как здорово получилось ! Мне очень понравились игры с Каркушей! А тебе? (Ответ ребенка)

Но Каркуша приболела и попросила сходить с ней вместе к доктору.

А ты знаешь, как зовут доктора, который лечит всех зверей? Молодец! Конечно, это доктор Айболит!!!

Употребление предлогов ЗА, ПЕРЕД.

Дидактическая игра «Очередь к доктору Айболиту»

У-д: - Надо занять очередь для Каркуши. Кто за кем стоит? За кем Каркуша? Кто перед Каркушей стоит?.....

- Вот и вылечил доктор Айболит Каркушу!

8. Обследование состояния связной речи, логического мышления.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок из трех частей.

-Каркуша пожаловалась, что ветер растрепал её любимую книгу и перепутал все картинки. Помоги найти, где первая картинка, вторая и третья и рассказать, что было вначале, что произошло потом и чем закончилось.

Ответы ребенка.

- Отлично! Умница! Ты справился, Максим!!!

9. Обследование мелкой моторики

Дидактическая игра «Замок»

У-д: Каркуша приглашает нас в настоящий замок, в котором живут добрые волшебники, принцы и принцессы! Скорее познакомимся с ними!

Упражнения для пальчиков: «Когти тигра», «Ножницы», «Колечко», «Цепочка».

-Молодец! Очень хорошо получается!

Рефлексия:

-Вот и подошло к концу наше путешествие по сказочному миру. Спасибо Каркуше, что показала нам его! Тебе понравилось? А какие игры или упражнения тебе понравились больше всего? Хочешь ли ты еще прийти поиграть в Теремок?

Ответы ребенка.

-Очень хорошо! Мы с Каркушей будем рады новой встрече с тобой, Максим! До свидания!!!