План-конспект по исследованию речевых и неречевых функций в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
СКАЧАТЬ (с фото)
План-конспект составлен учителем-дефектологом МДОБУ «Сертоловский ДСКВ №2» Губаревой Н.А.
Цель обследования: установить усвоенный детьми объём знаний, умений и навыков, вывить трудности, которые они испытывают в процессе овладения новыми понятиями и видами деятельности, в определении этапа, на котором они возникли и определение путей и средств коррекционно – развивающей работы.
Задачи обследования:
-изучение поведения ( в ситуации обследования)
-выявление причин и особенностей нарушений: эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, восприятия (зрительного и слухового), мышления, логики
-определения уровня актуального развития ребенка
-выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
-выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
-выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности;
-анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;
-определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.
Учитель – дефектолог (У-д): Здравствуй, Максим!
(Обращается к ребенку)
Посмотри, пожалуйста, какой у нас сказочный «Теремок»!
В этом теремке живут все самые разные герои сказок и мультфильмов.
А сейчас тебя хочет поприветствовать Каркуша.
Каркуша приветствует ребенка:- Здравствуй! Я сорока и зовут меня Каркуша. Я очень любопытная и всё про всех знаю! А вот про тебя совсем ничего не знаю…
У-д: Вот огорчение. Расскажи, пожалуйста, Каркуше о себе.
1.Обследование общего развития ребёнка - кругозор, уровень связного высказывания
Как тебя зовут?
Как твоя фамилия?
Сколько тебе лет?
Где ты живёшь?
С кем ты живешь?
Как зовут твою маму?
Как зовут твоего папу?
Есть ли брат, сестра?
Кто старше, младше?
Ответы ребенка.
У-д: Молодец, Максим! Каркуша много узнала о тебе!
-А сейчас, я предлагаю тебе отправиться с Каркушей в мир сказочных приключений.
2. Обследование кратковременной памяти. Произвольной, непроизвольной, слуховой, ассоциативной.
У-д: Максим, посмотри, Каркуша принесла тебе картинки, посмотри на них и назови их. (телевизор, грузовик, морковь, бабочка, мяч, топор) (Максим называет)
У-д: Все картинки тебе знакомы?
Маким: Да.
У-д: А сейчас хитрая Каркуша спрячет все картинки, а ты называй их и Каркуша будет тебе их отдавать. (ребенок называет – проверка непроизвольной памяти)
У-д: У Каркуши много картинок в запасе. Посмотри на них, Максим, внимательно и назови их. (кукла, ведро, яблоко, сумка, карандаш, шапка)
Посмотри внимательно и запомни, потому что Каркуша опять их спрячет и отдаст, если ты из все правильно назовешь! (проверка произвольной памяти)
3. Методика Пьерона-Рузера для исследования внимания и темпа деятельности
У-д: Максим, посмотри, Каркуша принесла тебе лист с нарисованными на нем разными фигурками и просит тебя закрасить все звездочки – красным цветом, елочки – зелёным, грибы – коричневым, ведра – синим, мячи – желтым цветом. Поможешь, справишься? ( тест проводится с фиксацией времени, в верхней части листа показано, какой символ должен быть раскрашен каким цветом).
4.Обследование дыхания. Чувство ритма. Артикуляционная гимнастика.
Для этого нам необходимо выполнить упражнения. Посмотри внимательно на меня, как я их выполню.
Инструкция: Вдох носом. Выдох - через рот. (Повтори).
-упражнение «Бегемотики». Произносим звук «А» выполняем движения челюстью влево-вправо, (Повтори).
- упражнение «Улыбка» (удерживаем 5 с.) ,
- «Хоботок» (удерживаем 5 с.), (Повтори).
- упражнение «Блинчик» (удерживаем 5 с.),
-«Иголочка» (удерживаем 5 с.) (Повтори).
-Открой рот, высунь язык вперед, удерживаем язычок и одновременно водим глазами вправо- влево .
-Повтори за мной, постучи ладошками так, как я.
У-д: Как же весело стало Каркуше, ей уже не терпится с тобой поиграть.
5. Лексика. Классификация и обобщающие слова.
У-д: Игра называется «Помоги Каркуше выбрать нужные предметы».
Внимательно слушай ее и выполняй задания! Инструкция Сороки.
У-д: Посмотри на экран и назови все предметы.
-Что просила сорока? (фрукты, овощи, инструменты, колющие предметы, бьющиеся предметы, бумажные, металлические)
-Найди эти предметы и отправь Каркуше в гнездо!
6. Обследование звукопроизношения.
Инструкция: Посмотри и назови картинки .
7. Обследование грамматического строя речи. Согласование числительных с существительными единственного и множественного числа.
Игра «В магазине»
У-д: Каркуша увидел на прилавке одно ведро, два ведра, пять вёдер, много вёдер. А что ты увидел в магазине?
(Дерево, ведро, гараж, окно)
У-д: Как здорово получилось ! Мне очень понравились игры с Каркушей! А тебе? (Ответ ребенка)
Но Каркуша приболела и попросила сходить с ней вместе к доктору.
А ты знаешь, как зовут доктора, который лечит всех зверей? Молодец! Конечно, это доктор Айболит!!!
Употребление предлогов ЗА, ПЕРЕД.
Дидактическая игра «Очередь к доктору Айболиту»
У-д: - Надо занять очередь для Каркуши. Кто за кем стоит? За кем Каркуша? Кто перед Каркушей стоит?.....
- Вот и вылечил доктор Айболит Каркушу!
8. Обследование состояния связной речи, логического мышления.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок из трех частей.
-Каркуша пожаловалась, что ветер растрепал её любимую книгу и перепутал все картинки. Помоги найти, где первая картинка, вторая и третья и рассказать, что было вначале, что произошло потом и чем закончилось.
Ответы ребенка.
- Отлично! Умница! Ты справился, Максим!!!
9. Обследование мелкой моторики
Дидактическая игра «Замок»
У-д: Каркуша приглашает нас в настоящий замок, в котором живут добрые волшебники, принцы и принцессы! Скорее познакомимся с ними!
Упражнения для пальчиков: «Когти тигра», «Ножницы», «Колечко», «Цепочка».
-Молодец! Очень хорошо получается!
Рефлексия:
-Вот и подошло к концу наше путешествие по сказочному миру. Спасибо Каркуше, что показала нам его! Тебе понравилось? А какие игры или упражнения тебе понравились больше всего? Хочешь ли ты еще прийти поиграть в Теремок?
Ответы ребенка.
-Очень хорошо! Мы с Каркушей будем рады новой встрече с тобой, Максим! До свидания!!!