Отделение МАДОУ ГЦЦР детский сад №4 «Ёлочка» - ЦРР детский сад №3 «Вишенка»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:
«Составление рассказа по картине «Ежи»
Воспитатель высшей категории
Ковалева Светлана Михайловна
«Составление рассказа по картине «Ежи»
Цель занятия: развивать диалогическую и монологическую речь детей.
Задачи: формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать о её содержании, последовательно передавать события; закреплять умение придумывать название рассказа.
Упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему.
Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
Развивать связную речь, внимание, память.
Воспитывать доброжелательность , сдержанность, умение слушать собеседника.
Тип занятия: составление описательного рассказа по картине.
Форма занятия: традиционное занятие.
Продолжительность: 25 минут
Участники: старшая группа.
Возраст обучающихся: 5-6 лет.
Оборудование и материалы: картина «Ежи» (серия «Дикие животные), игрушечный ежик.
Предварительная подготовка: чтение рассказа И.Акимушкин «Жил был ежик», С.Маршак «Тихая сказка», рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».
Методы и приемы с детьми: демонстрация наглядных пособий, рассказы детей, загадывание и отгадывание загадок.
Структура занятия.
Этапы занятия |
Содержание |
Время |
Организационный этап Мотивационный |
-приветствие -загадка - |
5 минут |
Основной этап
Заключительный этап |
- рассматривание картины, рассуждение по картине при помощи наводящих вопросов -физкультминутка -рассказ воспитателя по картине -рассказ детей по картине. -подведение итога |
16 минут
4 минуты |
Ход занятия:
- Организационный момент.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! Друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется-
Доброе утро!
-Ребята,слышите кто-то фырчит. Чтобы узнать кто это , надо отгадать загадку.
Что за ёлочка такая?
Это ёлочка живая-
В серенькой одёжке
Ходит по дорожке. (Ёжик)
Показ игрушечного ёжика
- А как можно назвать ёжика ласково, какой он? (маленький, шустрый, колючий, фыркающий, забавный)
2. Основная часть.
-У меня для вас есть сюрприз, это прекрасная картина. Посмотрите на неё.
-Вам понравилась картина?
- Что изображено на этой картине? (ежиха и ежата)
- Как их можно назвать? (Ежиная семья)
- Где они находятся?
- Какой лес?
- Что делает ежиха?
- Что делают вот эти ежата? (Тащат червяка в разные стороны)
- Вспомните, что ёще едят ежи? (Мышей, ягоды, грибы, личинок, жуков)
- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку? ( Учит добывать пищу, охотиться)
- Если она учит своих ежат охотиться, то как про неё можно сказать? (Умная, заботливая, внимательная).
- Как можно сказать о ежатах, которые никак не поделят червяка? (Голодные, жадные, прожорливые)
- Что делает вот этот ежик? (Свернулся в клубок)
- Как вы думаете, почему он это сделал? ( Испугался жука, спрятался от него).
- Как еще можно сказать? Какой ежик? (Трусливый, боязливый, пугливый, слабый).
- Как бы вы назвали эту картину?
Физминутка
Ёж спешил к себе домой, (шагать на месте)
Нес запасы за спиной. (продолжать шагать и «нести мешок за спиной»)
Через кочки он скакал, (прыжки на месте)
Быстро по лесу бежал. (бег на месте, руки согнуть)
Вдруг он сел и изменился, ( присесть на корточки)
В шарик круглый превратился. (прижать голову к коленям, обнять руками колени.)
А потом опять вскочил (подняться в рост)
И к детишкам поспешил (шагать на месте)
Мы с вами рассматрели внимательно картину и теперь будем составлять по ней рассказ.
Послушайте, ребята мой рассказ.
Чтобы было легче рассказывать, используем план:
Какое время года изображено на картине?
Кто изображен? Где происходит действие?
Что произошло со всеми ежатами? Почему?
Чем все закончилось?