Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6878 Консультация для родителей "Сказка, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Опубликовано 11.01.2022
Золыгина Антонина Евгеньевна
МБДОУ Детский сад № 114 "Подсолнушек", Нижегородская обл. г. Нижний Новгород
Воспитатель
 

 

Консультация для родителей

Сказка как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

 

      Сказка может помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность  новыми путями, может помочь ребѐнку узнать мир  и одарить его воображение. Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времѐн. Сказка формирует и поддерживает у детей младшего возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребѐнка, помогает педагогам  многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.

           Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

          Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребѐнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

      Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребѐнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются воспитателями, обеспечивая комплексный подход в развитии ребѐнка.

 

Использование сказок  в системе НОД по развитию связной речи преследует такие цели:

- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи; - развитие диалогической и монологической речи; - приобщение детей к истокам народной культуры.

НОД по сказкам строится по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем, рисуем сказку.

      Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой– организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

       При рассказывании сказок используется прием завершения детьми отдельных предложений.

       Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

        Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

       «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игрыи-нсценировки.

        Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

       Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

     Сказка для ребѐнка —  это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребѐнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Игры на столе

     Малыши очень любят настольно-плоскостной театр – это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра. Это особенно актуально, если в семье двое и более детей. 

     Настольно-плоскостной театр отечественного производства широко представлен на прилавках магазинов, и в основном «посвящен» какой-либо сказке. Но можно встретить наборы животных, семью насекомых и т.п. Этот вид театра подойдет детям начиная с четырех лет. 

     В начале этот театр привлекает ребенка не только сюжетными возможностями, но и декорациями. В ходе игры дети увлекаются деталями. Например, Аленушка, убегающая от Бабы Яги, будет долго-долго бежать по лесу, плыть через реку, прятаться под деревом и, наконец, попадет домой. Поэтому в комплекте набора такого театра всегда есть дополнительные предметы: деревья, домики, ручейки и т.д. Играя, ребенок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать каждому герою свой неповторимый голос, а это не только звери и люди. Придумать голос бывает необходимо и ветру, и дереву, и даже волшебным феям. Такая игра развивает и воображение, и речь, и голосовой диапазон ребенка. 

    В детских садах часто используют в играх с детьми - конусный театр. Он также имеется в продаже в виде альбома, в котором все необходимые детали вырезаются и склеиваются. Все детали, из которых состоят игрушки-артисты – геометрические фигурки. Голова – круг, туловище и руки – конусы, ушки – треугольники, а усы – прямоугольные полоски. Готовый корпус фигурки можно раскрасить, дополнить аппликацией и т.п. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в спектакле используются не более трех куколок. Полуподвижная (а что у нее двигается?) фигурка «скользит» по столу. Т.к. поле деятельности с конусными игрушками-артистами в этом виде театра ограничено, поскольку каждый набор предназначен только для одного сюжета, а конусные фигурки имеют маленькую степень подвижности, то все творчество и фантазия ребенка воплощается в озвучивании ролей. Здесь каждый ребенок может проявить все свои возможности. Особенно хорошо удается инсценировать потешки, песенки и мини-сказки. Как правило, такой театр предпочитают дети старшего дошкольного возраста. Малышам его не рекомендуют, т.к. бумажные куклы очень непрочные и требуют осторожного обращения. 

     Удачной альтернативой могут стать куклы-статуэтки или животные, деревянные, сшитые или связанные и наполненные овечьей шерстью. Они теплые, как живые, устойчивые и долговечные. Образцы для изготовления можно найти в журналах для рукоделия. 

Роль сказки в развитии речи ребенка

         Сказка... У кого из нас, взрослых, при этом волшебном слове не возникают приятные воспоминания о том, как читала нам в детстве мама сказку. Конечно, тогда нам было просто интересно слушать о приключениях различных героев, мы сопереживали хорошим персонажам и не любили плохих. Сейчас, когда у многих из нас есть свои дети, мы понимаем, что именно с помощью сказки можно воспитать ребенка, помочь ему освоиться в этом сложном мире, помочь разобраться с добром и злом.

         Трудно переоценить роль детских сказок в развитии детей. Сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании ребенка, развивая фантазию, знакомя малыша с удивительным миром, в котором есть свои правила, законы, свои отношения. Именно в сказке доступным для ребенка языком легче всего объяснить малышу где добро, а где зло. Ведь дети гораздо легче воспринимают язык сказки, чем взрослые нотации.

       Помните о том, что рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир - научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения.

       Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. А потому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться. 

При этом очень важно правильно выбирать время для чтения сказки.     Необходимо, чтобы малыш находился в хорошем настроении, и при этом не был возбужден, в таком состоянии он наиболее настроен на обучение, на игру, его фантазия, воображение смогут работать без помех. 

       Оптимальным временем считается чтение сказки перед сном, так как в это время можно еще и обсудить прочитанное. Взрослые должны помнить о том, что сказка должна читаться с удовольствием - в таком случае ваши эмоции, ваше настроение, ваше удовольствие передадутся и малышу. 

       Читая сказку, помните о том, что важно и ваше к ней отношение. Если вы чувствуете сказочный мир, если хотите поверить в чудеса, которые описываются в сказке, то, читаемая вами, она станет еще интересней для вашего ребѐнка.

      Читать сказки нужно с хорошей дикцией: если вы будете во время чтения четко выговаривать все звуки, визиты к логопеду с ребенком вам не понадобятся. 

         Одна и та же сказка может быть (и должна быть) прочитана ребенку несколько раз. Так ребенок сможет наиболее полно, точно понять ее смысл. Наступит момент, когда сказка малышу станет неинтересна - это значит, что он разгадал для себя ее смысл. Впрочем, можно эту же сказку прочитать опять через некоторое время, вполне возможно, что чуть повзрослевший ребенок воспримет ее совершенно по-другому, откроет для себя что-то новое.

          Сказка представляет собой одно из наиболее доступных средств, позволяющих развивать ребенка. Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение.

      В любом случае сказка позволяет говорить об эмоциональном, психическом, интеллектуальном развитии ребенка. И именно родитель ответственен на этом этапе за это развитие. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения - все это позволит вашему ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать (творить добро), а значит, станет более счастливым... 

Сказка на ночь

Сказка на ночь – это своеобразное пожелание доброй ночи малышу. Это - минуты общения, пропитанные добротой, нежностью и заботой, это настоящие уроки любви, и маленькие, но такие важные, уроки жизни. 

Значение сказок

Сказки не только способны расширить словарный запас

ребенка, но также помогают научиться правильно строить диалог с собеседником, что позволяет развивать у детей логическую связную речь... 

«Развитие речевой активности детей»

       В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребѐнком, сколько времени уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

         Речь воспитателя должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков, слов и т.д.) и в отношении богатство словаря, точности словоупотребления, грамматически правильности, связности.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребѐнок, уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а так же собственная активность ребѐнка в различных видах его деятельности.

        В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия. Общение – это такое взаимоотношение взрослого с ребѐнком, которое включает обращение взрослого к ребѐнку и ответ ребѐнка на его обращение.

         Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи детей. Задачи разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.

       Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях, на тех занятиях, в ходе которых развиваются действия с предметам , движения и т.д, а так же в повседневной жизни (режимные моменты, самостоятельная игра). Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности на занятиях; у детей формируется дидактическая направленная деятельность. Эта деятельность зависит от типа занятия; при ознакомлении с окружающим – наблюдение, на занятиях с картинками –рассматривание. В процессе наблюдения за живыми объектами детей знакомят с особенностями внешнего вида, с повадками, как и что они едят. На повторных занятиях целесообразно активизировать речь детей, воспитатель задаѐт вопросы, дети отвечают, если ответы не являются полными, воспитатель всѐ время дополняет ответы детей, а в случаи затруднения сам ведѐт рассказ, призывая детей повторят за ним.

          В процессе наблюдений следует не только константировать то, что происходит, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей: учить сравнивать предметы, устанавливать между ними сходство и различия.

          Для развития речевой активности у детей широко используются картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции. В результате у ребѐнка формируется умение не только повторять слова в след за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассматривать картинки, но и рассказ о том, что написано в книге. Это развивает память, заставляет ребѐнка размышлять.

          При совместной деятельности с детьми на конструировании, аппликации, рисовании, музыке и т.д., дети встречаются со множеством различных предметов, материалов. В результате накапливается словарь: существительных, прилагательных, глаголов, происходит усвоение грамматического строя речи, пассивный словарь постепенно переходит в активный.

             В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и воспитателями практически не устанавливается. Дети общаются только между собой, но очень бедно по содержанию. Резко меняют содержание общения занятия, проводимые по плану. Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым. Поэтому в ходе занятий надо ставить больше вопросов.

            Общение со взрослым и с другими детьми способствует тому, что дети учатся более сложным формам общения, не только просят или помогают, но и соотносят свои действия с действиями других, привлекают их внимание к чему –либо интересному, необычному, договариваются о совместной деятельности. Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит ребѐнок, и повторять за нем все слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даѐм образцы для усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз, который произносит ребѐнок. Этот приѐм имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм, важными являются приѐмы договаривания (потешка , стихотворение) и подсказывания нужного слова ( ребѐнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого- нибудь слова, воспитатель во время помогает ему).

     Умелое использование всех перечисленных приѐмов способствует своевременному развитию речи детей.