Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6890 Опыт работы по теме: «Развитие речи воспитанников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий»

Опубликовано 16.01.2022

 

 

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

«Развитие речи воспитанников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий»

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

 

                                                                Воспитатель:
                                                                Харитонова Л.М.

                                                                

                  
 

Содержание

 

1.Актуальность     ……………………………………………………………………………… 3

2.Новизна педагогического опыта …………………………………………………………. 4-5

3.Цели и задачи ……………………………………………………………………………….. 5

4.Теория ……………..………………………………………………………………………. 5-7

5.Деятельность с детьми  …………………………………………………………………… 7-8   

6. Работа с родителями и педагогами………………………………………………………… 8

7.Результативность   …………………………………………………………………………. 8-9

8.Перспективы……………………………………………………….......................................... 9

9.Заключение  ……………………………………………………………………………….. 9-10

Список литературы  …………………………………………………………………………... 11

Приложение   ……………………………………………………………………………… 10-36

 

 

 

 «Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

В. А. Сухомлинский

 

«…Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного - родного языка».

К.И. Чуковский

 

1.Актуальность педагогического опыта

 

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности детского сада является поиск новых форм организации образовательной деятельности, активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Занимаясь изучением развития речи воспитанников посредством разнообразных педагогических технологий, тесно связанных с такими областями научного знания, как педагогика, психология, педагогическая психология, лингвистика, логопедия, психологи выделяют их особую группу видов деятельности с детьми в условиях детского сада.

По мнению многих отечественных педагогов, разрабатывающих вопросы формирования детской речи (Н.Ф. Бунаков, К.Д. Ушинский, В.Г. Горецкий, А.В. Давыдова, Г.Н. Кудрина, Н.А. Зайцев, И.Т. Федоренко, Р.Н., Бунеев, Л.В. Шибаева, Н.Н. Светловская и многие другие), проблема совершенствования культуры речи и речевого развития детей дошкольного возраста может рассматриваться как важнейшая дидактическая проблема. Она требует своего разрешения, то есть определения того комплекса мер, которые бы позволили привить детям любовь к родному слову.

Сущность интереса, обусловливающего речевое развитие детей дошкольного возраста, заключается в том, что объектом его становится сам процесс формирования у детей речевой компетентности посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность процесса речевой деятельности.

Таким образом, мы можем сформулировать противоречие между требованиями к речевым компетенциям ребенка дошкольного возраста, которое предъявляет Министерство образования и науки РФ и диктует современное общество, и необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, который бы включал в себя новые способы развития речи детей с использованием разнообразных педагогических технологий.

Формирование правильной речи является одной из актуальных задач дошкольного образования. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем, требующих незамедлительного 5 решения, ведь любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести в дальнейшем к учебной неуспеваемости.

Наша задача, задача педагогов – не пресекать процесс речевого становления личности детей, который особенно интенсивно происходит в данном возрасте, а наоборот, помогать его развитию. Нужно пробудить у ребенка интерес к родному слову, активность, стремление к познанию и жажду словесного творчества.

Речевое развитие содержит в себе огромные возможности для личностного становлении детей. Оно помогает увидеть мир и осознать его во всем его многообразии, учит детей грамотно выражать свои мысли и чувства. В процессе речевого развития сначала происходит осознание слова на уровне мысли, далее получаемая информация систематизируется и формируется в словесные образы, которые придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.

В процессе занятий с детьми развиваются как когнитивные, так и репродуктивные функции речи.

«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» (К.Д. Ушинский).

Актуальность работы по развитию речи воспитанников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из новых и эффективных направлений деятельности педагога.

 В детях всегда заложено стремление к познанию мира, к словесному творчеству.

Достоинством данных технологий можно так же считать они позволяют педагогу использовать весь арсенал имеющихся методик обучения, то есть существует связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

Другой немаловажной особенностью занятий с детьми является проблема речевого развития воспитанников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий всегда продуктивна. Так как в группах все чаще встречаются дети как со серьезными логопедическими расстройствами, так и минимальными речевыми недостатками.

Что же такое – речевое развитие?

Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка.

Речевое развитие — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка).

 

2.Новизна педагогического опыта

Сознательная работа по развитию речи воспитанников у детей в детском саду происходит посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий. Поэтому многие педагоги считают, что данная работа должна носить комплексный характер.

Задача взрослых развивать связную речь детей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; проводить диагностику с целью выявления уровня развития связной речи детей дошкольного возраста.

Мы решили начать нашу педагогическую деятельность по развитию речи детей с младшего дошкольного возраста.

Следует отметить, что именно в младшем дошкольном происходит становление речевой картины мира ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

Создание игровых ситуаций по развитию речи, использование дидактических средств по развитию речи с детьми младшего возраста – является приоритетным видом работы логопеда и воспитателя, что ложится в основу как традиционных, так и инновационных технологий работы по развитию речи детей.

Таким образом, мы установили, что в дошкольном учреждении развитие речи детей осуществляется педагогами в разных видах деятельности: в непосредственной образовательной деятельности, а также проводятся упражнения, целью которых является развитие звуковой стороны речи и обогащения словаря детей; проводятся игры и упражнения на развитие грамматического строя речи и связной речи.

Воспитатели используют возможность правильно и чётко называть предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества в разных видах деятельности (на прогулке, в группе, во время различных режимных процессов, в игре). При этом воспитатели чётко формируют задание, точно ставят вопросы. Это позволяет поддерживать взаимосвязь понимания и употребления слов, что в свою очередь совершенствует умение детей точно и полно выразить мысль, повышает эффективность речевого общения.

Чтобы максимально активизировать речь детей, педагоги проводят игры, цель которых - вовлекать детей в разговор на определённую тему и позволять высказывать свои соображения по ряду вопросов, которые ставит взрослый. В играх дети принимают на себя какие-то роли, но не играют их, а проговаривают. Педагоги уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя в выполнении словесной инструкции.

Использование комплекса упражнений в образовательной и самостоятельной деятельности детей можно считать новизной в педагогической деятельности. Большинство педагогов добиваются реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность.

 Недостаточность специальной литературы, представленной по теме исследования и литературы, описывающей опыт деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста, затрудняют работу в данном направлении. А нас, одновременно, подтолкнули к поиску эффективных путей применения технологий по развитию речи воспитанников необходимость осуществления грамотной деятельности воспитателя на практике: в образовательной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности в играх.

3.Цели и задачи:

Цель работы: развитие речи воспитанников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий в условиях детского дошкольного образовательного учреждения.

 

Задачи:

• научить детей грамотной и связной речи посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий

• создать условия в предметно-развивающей среде для развития речи детей

• развивать словарный запас детей;

• формировать у детей речевую культуру.

 

 

4.Теория

 

В практике своей работы по развитию речи воспитанников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий, мы рассматривали базовые понятия изучаемого феномена.

В первую очередь, это понятие речи. Как известно, речь своеобразно размыкает сознание другого человека, делая его доступным для многогранных и тончайшим образом нюансированных воздействий. Включаясь в процесс реальных практических отношений, общей деятельности людей, речь через сообщение (выражение, воздействие) включает в него сознание человека. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого.

Далее это понятие речевой деятельности. Речевая деятельность рассматривает как вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз — ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С. Выготский).

Укажем на определение педагогической технологии. Это специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

В речи детей существуют множество проблем:

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • бедность речи. Недостаточный словарный запас;
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
  • неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • отсутствие умения обосновать свои утверждения;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
  • плохая дикция.

Что же можно сказать о развитии речи детей посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий?

Для работы в этом направлении необходимо составить перспективный план, в который включить этапы по развитию речи детей:

  • пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста;
  • развитие связной речи детей методом тактильных табличек;
  • развитие речи детей через ТРИЗ – технологию и многое другое.

Изучая опыт коллег, психолого-педагогические исследования, собственный практический опыт, мы выделили следующие этапы работы по развитию речи воспитанников:

1 этап – подготовительный:

- накопление запаса конкретных знаний о речевой деятельности у детей и его успешного опыта;

- индивидуальные беседы с каждым ребенком;

- консультации и общение с родителями;

2 этап – основной:

- побуждение детей к получению информации о мире посредством речевой деятельности;

- чтение воспитателям детям вслух лучших книг из мировой сокровищницы детской литературы;

- включение родителей в образовательную совместную деятельность с детьми;

- работа по формированию у детей словарного запаса и культуры речи.

3 этап – заключительный:

- организация экспериментальной деятельности по развитию речи воспитанников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий;

- презентация полученных результатов.

 

5.Деятельность с детьми

Для сбора и наполнения данных были проведены следующие методы педагогического исследования:

-наблюдение;

- беседа;

-диагностика;

-анкетирование.

Одним из главных условий успешной организации педагогического эксперимента - это создание предметно-развивающей среды, которая позволяет детям расширять свой словарный запас, учиться грамотно строить фразу, учиться навыкам успешной коммуникации.

Для развития предметно-развивающей среды в группе были созданы игры и пособия развитию речи воспитанников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий, которые активно используются в образовательной и самостоятельной деятельности.

1.Картотека пальчиковой гимнастики: «Пальчик – мальчик», «Белка» (Приложение 1.1)

2.Картотека артикуляционной гимнастики

3.Картотека речевых игр

4.Картотека упражнений дыхательной гимнастики

5.Картотека потешек: «Ну-ка, братцы за работу», «По грибы»

6.Игры на сенсорику: «Чудесный мешочек», «Золушка», «Мозаика из бросового материала» - развивают речь, координацию, мелкую моторику, используются в коррекционной работе с детьми. (Приложение 1.2)

7. Игры на развитие мелкой моторики: «Игры – шнуровки», «Воздушно-пузырчатая плёнка», «Игры с крупой и семенами», используются в свободной деятельности детей в режимные моменты. (Приложение1.3)

8. Игры и пособия для ФЭМП: «Рыбки в аквариуме», «Поймай жучка», «Разноцветный заборчик» - учат навыкам грамотной речи, математическим представлениям, закрепляют знания об окружающем мире, учат активной деятельности, используются в индивидуальной работе с детьми и самостоятельной деятельности. (Приложение 1.5)

9. Игры на логическое мышление: «Закончи предложение», «Назови одним словом », «Анализ сказки» - развивают логическое мышление, учат сравнивать, находить правильный вариант ответа исходя из логических умозаключений, используются в индивидуальной работе с одаренными детьми и самостоятельной деятельности. (Приложение1.6)

10. Музыкальные игры: «Лягушкины ритмы» - развивают музыкальный слух: дети учатся различать на слух, используется в организационные моменты перед и после прогулок. (Приложение 1.7)

11.Художественно-эстетическое развитие: рисование - «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой», «Рисуем сказку вместе» (дома с родителями); аппликация - «Сказочная птица»; лепка – герои сказки «Колобок» - развивают эстетический вкус детей, закрепляет навыки рисования, лепки, аппликации, используются на прогулке и в организационные моменты перед сном. (Приложение 1.9)

12. Речевые игры: «Распространи предложение», «Строим дорожку», стихи, загадки, поговорки учат составлять описательные рассказы, выделять общие индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету, используются в «Придумай слово», на прогулке, в организационные моменты в течение дня. (Приложение 1.10)

Таким образам, данные игровые упражнения используется нами во всех режимных моментах, кроме этого их можно использовать во всей образовательной деятельности.

Помимо всех положительных моментов использования данных игр, такое вовлечение детей в игровую деятельность имеет еще один плюс: оно позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье.