Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6895 Методическая разработка по теме: «Использование в образовательной деятельности игр и игровых упражнений для поддержания положительного эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста»

Опубликовано 16.01.2022

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №21»

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

по теме:

«Использование в образовательной деятельности игр и игровых упражнений для поддержания положительного эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста»

 

 

Автор:

Ляминская Ольга Александровна-воспитатель

 

 

 

Великий Новгород

2021

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Психологическими исследованиями установлено, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.

Основное место в развитии ребенка занимает его эмоциональная сфера. Таким образом эмоциональное развитие детей будет проходить успешно, если систематически использовать игры, представленные в данной методической разработке.

Актуальность методической разработки возникла из желания систематизировать подход к работе над развитием социальной и эмоциональной сферы ребенка через игры и игровые упражнения, применяемые в совместной деятельности воспитателя и детей и во взаимодействии детей между собой. Данная разработка соответствует одному из приоритетных направлений дошкольного образования- социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, способствует творческому и речевому развитию каждого ребенка.

Эмоции и чувства, на протяжении детства, проходят сложный путь развития. Если для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность, то в дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций. Развивается речь, и эмоции дошкольников становятся осознанными, являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия. Если ребенок 2-3 лет расстроен, обижен он может кричать, плакать, стучать ногами, и это позволяет ему выплеснуть эмоциональное напряжение, то ребенок дошкольного возраста 5-7 лет сталкивается с проблемой в выражении эмоций, он уже может сдерживаться, скрывать страх, агрессию, слезы, что отрицательно сказывается на его психическом и физическом здоровье.

Главной задачей ФГОС ДО является охрана физического и психического здоровья детей. А задачами социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются, в частности, следующие:

-Создание условий для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе.

-Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания, навыков доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

      Поэтому новизна данной разработки выражена:

- в максимальном использовании игр и игровых упражнений, которые имеют коррекционную и коммуникативную направленность в развитии детей именно старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

- вместо более простых игр, используемых в раннем детстве, применяются игры, формирующие у детей эмоциональную грамотность, способствующие переживанию чувств и проявлению сочувствия.

Цель разработки-создать систему работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста «эмоциональной компетентности», способствующей проживанию различных эмоциональных ситуаций через игру, сближению детей друг с другом, преодолению препятствий в общении, развитию навыков совместного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи методической разработки-способствовать:

-формированию групповой сплоченности детей

-умению устанавливать контакты друг с другом

-развитию вежливых форм общения

-развитию эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, желанию и умению договариваться, согласовывать свои действия со сверстниками.

- снижению тревожности, повышению самооценки ребенка, уверенности в своих силах.

- коррекции поведения, снижению агрессивности.

Ожидаемый результат:

Организованная педагогическая работа поможет обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии, опираясь на игры и игровые упражнения как основной вид деятельности детей.

Содержание разработки:

Работа осуществлялась по 4 направлениям. Создавался блок задач с планированием индивидуальной и подгрупповой работы на весь учебный год, начиная с октября.

1 направление: Игры и упражнения, направленные на формирование групповой сплоченности и коммуникативных умений.

2 направление: Игры на развитие эмоциональной сферы.

3 направление: Игры на снижение тревожности.

4 направление: Игры на снижение агрессии.

В зависимости от этого планировались:

- Игры, способствующие тому, чтобы дети больше узнали друг о друге, были внимательными друг к другу, поддерживали и переживали друг за друга.

-Игры, повышающие самооценку ребенка, его значимость в коллективе.

-Игровые упражнения, дающие выход эмоциям гнева в приемлемой игровой форме.

- Дидактические и настольные игры, развивающие умение правильно выражать свои эмоции и видеть эмоции других людей.

- Подвижные игры, развивающие воображение, выразительность движений, умение расслабляться, устранять беспокойство, тревожность

-Игры и занятия, способствующие закреплению положительных эмоций детей.

В результате использования данной системы я смогла упорядочить приемы и методы своей работы с детьми по поддержанию положительного эмоционального состояния дошкольников 5-7 лет, определить способы работы, опираясь на индивидуальный, дифференцированный подход к ребенку.

Данный материал может оказать помощь воспитателям в определении содержания работы с детьми в сфере социально- коммуникативного направления, в планировании деятельности по использованию игр и упражнений для поддержания положительного эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1 Игры и упражнения, направленные на формирование групповой сплоченности и коммуникативных умений.

 

Октябрь

Игра «Ветер дует на..» Цель: Способствовать тому, чтобы дети больше узнали друг о друге, были внимательными друг к другу, чувствовали друг друга и поддерживали.

Ход игры: Ведущий начинает игру, задавая вопросы(примерно):

«Ветер дует на того, у кого есть сестра, брат…..( дети собираются вместе)

«Ветер дует на того, у кого светлые волосы…» (-//-)

«Ветер дует на того, кто много смеется…»

«Ветер дует на того, у кого много друзей…»

«Ветер дует на того, у кого имя начинается на…»

Воспитатель может сам придумывать различные варианты заданий.

Ноябрь

Упражнение-приветствие  « Общий круг».

Цель: Способствовать эмоциональной сплоченности детей.

Воспитатель говорит: Давайте сядем на пол (ковер) так, чтобы каждый видел других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас.

А теперь пусть каждый из вас поздоровается с другим глазами по всему кругу. Я начну первая. Воспитатель здоровается с каждым ребенком только глазами. ( можно помогать движением головы). Предложить каждому поздороваться так.

Декабрь

Упражнение-разминка «Один за всех»

Цель: Способствовать сплоченности коллектива.

Воспитатель предлагает детям выучить четверостишие для взаимного приветствия:

Только смелый и упорный

Доберется к цели бодро

А еще в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы

Во время декламирования дети в кругу кладут руки на плечи друг другу, затем кладут правые руки в центр круга , одну на другую и произносят девиз : « Один- за всех и все-за одного».

Январь

Игра « Ласковое имя».

Цель: Способствовать сплочению и установлению контакта между детьми.

Воспитатель просит детей вспомнить как их ласково называют по имени. Затем бросает детям мяч, и тот, кто его поймает называет свое имя ласково. Игру можно провести со шляпой вместо мяча. Ребенок надевает шляпу, называет себя ласково и передает другому ребенку. Можно, чтобы ребенок также назвал другого ребенка ласковым именем.

Февраль

Игра « Колечко»

Цель: Развивать умение чувствовать настроение окружающих и сопереживать.

Дети садятся в круг, ведущий прячет в ладошках колечко и незаметно перекладывает его кому-то в ладони. Ребенку предлагается внимательно смотреть на лица соседей и догадаться кто получил колечко. До этого можно обговорить с детьми условие, что только мимикой может показать ребенок, получивший колечко, как он доволен этим.

Март

Игра « Найди друга».

Цель: Сглаживать затруднения детей в общении».

Завязать ребенку глаза и дать возможность найти друга с помощью рук, ощупывая волосы одежду и т.д.

Апрель

Игра « Я хочу с тобой подружиться»

Цель: Способствовать сплочению детей в группе.

Выбирается водящий. Сначала может быть воспитатель. Он произносит слова: « Я хочу подружиться с…» и дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали должен себя узнать и подбежать к водящему.

Май

Игра « Ласковые слова»

Цель: Способствовать доброму отношению детей друг к другу.

Воспитатель говорит: « Мы с вами научились сдерживать обидные слова, а теперь поучимся придумывать ласковые слова. Давайте встанем в круг и будем передавать (шарик, мячик) соседу и будем называть его ласковым словом.

 

 

2. Игры на развитие эмоциональной сферы.

 

Октябрь

Игра « Стойкий оловянный солдатик»

Цель : Снятие излишнего эмоционального возбуждения ребенка».

Воспитатель говорит: « Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться и взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в коленке, руки опусти по швам.

Ты-стойкий солдат на посту

Ты-честно несешь свою службу

Оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец, ты настоящий защитник!

Ноябрь

Игра « Пиктограммы»

Цель: Уметь правильно выражать свои эмоции и видеть эмоции других людей.

Детям предлагаются карточки с изображением эмоций. Ребенок берет карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители должны угадать, какую эмоцию показал ребенок.

Декабрь

Игра « Я и животное».

Цель: Развитие воображения, выразительности движений.

Детям предлагается представить, что рядом с ними находится названное воспитателем животное и эмоционально отреагировать на него. Воспитатель говорит : « Что ты будешь чувствовать, если рядом с тобой окажется…? Удивишься, обрадуешься? Испугаешься? Покажи как…».

Январь

Игра « Волны»

Цель: Снятие напряжения и создание эмоционально положительного настроя.

Воспитатель говорит: « Наверное вы любите купаться в море, в море бывают большие волны. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуйте улыбнуться как волны, когда они искрятся на солнце. Попробуйте пошуршать как волны, когда они накатывают на камушки на берегу. Попробуйте сказать вслух, что говорили бы волны, купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное они говорили бы им : « Мы любим вас, мы…, будьте осторожны и т.д.». Затем воспитатель предлагает « искупаться в море» по одному. « Купающийся» встает в центр круга, « волны» по одной подбегают к нему, дотрагиваясь и произнося : « Мы любим тебя….»

Февраль

Упражнение « Тренируем эмоции»

Цель: Развитие эмоций.

Попросить ребенка нахмуриться как:

- осенняя туча

-рассерженный человек

-злая волшебница

Улыбнуться как:

-кот на солнце

-само солнце

-хитрая лиса

-радостный ребенок

-как будто ты увидел чудо

Позлись как:

-ребенок, у которого отнимают игрушку

-два барана на мосту

-как человек, которого ударили

Испугайся так, как:

-ребенок, потерявшийся в лесу

-заяц, увидевший волка

-котенок, на которого лает собака

Устань так, как:

-папа после работы

-человек, поднявший тяжелый груз

-муравей, притащивший большую муху

Отдохни как:

-турист, снявший тяжелый рюкзак

-ребенок, который много потрудился и помог маме

-как уставший воин после победы

Март

Игра « Классификация чувств»

Цель: Умение распознавать разные чувства и их признаки

Ребенок рассматривает карточки с изображением чувств и раскладывает их по признакам

-какие нравятся?

-какие не нравятся и почему?

Апрель

Игра « Маски»

Цель: Развитие воображения, наблюдательности, выразительности движений.

На ребенка надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы он догадался, другой ребенок изображает этого животного.

Май

Игра « Менялки»

Цель: Поднять настроение, сблизить детей друг с другом на основе общих интересов.

Игра проводится в кругу, дети сидят на стульчиках. Участники выбирают водящего, тот выносит свой стул за круг. Водящий говорит( на первых порах это может быть воспитатель) или воспитатель может подсказать водящему, что нужно говорить :

« Меняются местами те, кто ( например) носит брюки( юбочки и т.д.), любит яблоки, мороженое, и т.д., имеет брата(сестру), занимается карате, танцами и т.д. Дети, имеющие названный признак быстро меняются местами между собой, а водящий старается занять пустое место. Участник, оставшийся без стула, становится водящим.  

 

 

3.Игры на снижение тревожности

Октябрь

Игра « Похвалилки»

Цель: Повышение самооценки ребенка, повышение его значимости в коллективе.

Все дети сидят на стульчиках, один выходит в центр, лицом к детям. Дети по очереди говорят что то хорошее об этом ребенке. Задача воспитателя отметить достижения ребенка, хорошие поступки ребенка, воспитатель должен в каждом ребенке найти что-нибудь хорошее. В конце необходимо, чтобы ребенок сказал : « Я-молодец!». Все аплодируют.

Ноябрь

Игра « На полянке»

Цель: Развивать воображение, умение расслабляться, устранять беспокойство и тревожность.

Воспитатель: « Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу, на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Мы спокойны, нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вы видите? Какого он цвета? После небольшой паузы педагог предлагает открыть глаза и рассказать , удалось ли представить полянку, солнышко, пение птиц. Кто что увидел на полянке.

После этого предложить детям нарисовать, что они увидели на полянке.

Декабрь

Игра-беседа « За что меня любит мама?»

Цель: Повышение самооценки и значимости каждого ребенка, снижение тревожности.

Дети сидят в кругу. Каждый ребенок, по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно ( по желанию), чтобы он повторил за что любит мама того ребенка, который говорил. Задача воспитателя в ходе беседы выйти на то, что детей мама любит всегда и просто за то, что они есть.

Январь

Игра «Чудесный сон котенка»

Цель: Снижение напряжения, тревожности.

Все дети-котята. Ложатся на спину, глаза закрывают. Включается тихая, спокойная музыка. Воспитатель говорит: « Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон, голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, знакомые котята. Мама говорит ласковые слова. Чудесный сон. Но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается.

Февраль

Творческая игра « Художники-натуралисты»

Цель: Снятие напряжения, тревожности.

Взять большой лист( обои, ватман). Краски пальчиковые или жидкая гуашь. Рисуем ладошками, пальцами на темы:

« Падают листья»

«Следы невиданных зверей»

«Фантастическая планета»

«Разноцветная мозаика»

«Звездное небо».

 

Март

Игра « Жмурки».

Цель: Снятие напряжения, развитие активности в движениях.

Водящему завязывают глаза. Остальные бегают по залу, группе, издавая веселые звуки. Схватив попавшегося, ведущий угадывает кто это и только потом снимает повязку.

Апрель

Игра « Волшебник и волшебная палочка».

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение проявлять внимание и свободу.

Выбирается ребенок-волшебник. В руки ему дают «волшебную палочку», с помощью которой он может заколдовать ребенка, но только так, чтобы ребенок стал еще лучше. Например, прикоснувшись « волшебной палочкой», волшебник желает ребенку хороших достижений ,качеств, побед в спорте, увлечениях и т.д.

Май

Игра «Я смелый».

Цель: Повышение самооценки, уверенности в своих силах.

Ребенок выходит и говорит: « Я смелый, потому что…». Воспитатель помогает ребенку вспомнить, как он справился с какой - нибудь тревожной ситуацией.

 

4.Игры на снижение агрессии

Октябрь

Игра « Снежки». Цель: Дать выход эмоции гнева, выплеснуть гнев в приемлемой игровой форме.

Детям предлагается нарисовать свой гнев ( злость). На что может быть похожа злость, какого она цвета,  и т.д. После того как ребенок нарисовал свою злость, предложить ребенку побеседовать с ней: «Нужна ли ты мне, злость?» , «Хочу ли я быть таким злым?», «Помогаешь ли ты мне или мешаешь?» Когда ребенок решает, что злость ему не нужна, предложить скомкать ее в комочек( листок) и поиграть в «снежки».

Ноябрь

Игра « Добрые обзывалки».

Цель: Снять напряжение, выразить эмоции, дать выход деструктивной энергии.

Воспитатель рассказывает про клоунов, которые показывали представление, а потом начали обзываться. Но… овощами!

-Ты, говорит, капуста!

-А ты…(отвечает ребенок), огурец!

Можно играть по кругу( интонация сердитая).

Это никому не понравилось, и клоуны решили исправиться и стали « обзываться» цветами( ласково)

-Ты, говорит,ромашка!

-А ты…(отвечает ребенок) роза!

Можно менять темы.

Декабрь

Игра « Два барана».

Цель: Снижение агрессии и ослабление негативных эмоций.

« Рано, рано два барана повстречались на мосту…»

Игроки разбиваются на пары, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираясь ладошками друг в друга. Задача-противостоять друг другу не сдвигаясь с места.

Январь

Игра « Уходи, злость».( с агрессивными детьми)

Цель: Направлено на мышечное расслабление, помогает снять агрессию.

Дети ложаться на ковер по кругу. Между ними подушки. Ногами, крутя «велосипед»
 говорят: « Уходи, злость, уходи!». После этого 2-3 минуты лежат и отдыхают под спокойную музыку.

Февраль

Игра « Минута тишины, минута « можно»»

Цель: снятие напряжения и агрессии.

Договориться с детьми( в зале, в группе), что когда минута тишины, дети двигаются тихо, медленно и молча.

А когда минута «можно», то дети бегают, громко кричат, играют в догонялки, залезают куда-нибудь.

Март

Игра « Башня из подушек».

Цель: Развеселить детей, снять напряжение.

Делаем башню из подушек. Задача 1 участника запрыгнуть на нее, не разрушив.

Апрель

Игра « Тигрята на охоте»

Цель:  развитие произвольности, преодоление двигательного автоматизма у детей.

Воспитатель рассказывает детям, чему учит тигрят мама тигрица: « Чтобы стать смелыми, нужно быть осторожными и внимательными, уметь выполнять команды и повторять движения тигрицы. Не выскакивать вперед, не отставать, не отвлекаться. Быть ловкими и подвижными.

Мама-тигрица медленно выставляет одну ногу вперед, с пятки на носок, вытягивает одну когтистую лапу, потом другую, потом выставляет другую ногу, подгибает голову, выгибает спину, осторожно крадется к добыче. Тигрица может быть сердитой, рычать на тигрят, если они не слушаются ее.

Затем, сделав несколько таких движений тигрица группируется, сгибает колени и резко прыгает вперед, издавая громкий кличь: «Ха!». Тигрята повторяют все движения за мамой. Сначала роль тигрицы выполняет педагог, затем выбираются дети, желательно ,чтобы это был ребенок, испытывающий неуверенность и тревожность.

Май

Игра « Я радуюсь, когда…»

Цель: Способствовать раскрепощению детей, преодолению скованности и выражению эмоций.

Воспитатель: « Сейчас я назову одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: « Света, скажи, пожалуйста, когда ты радуешься ?» Ребенок ловит мяч и говорит: « Я радуюсь тогда, когда…» и т.д.

Эту игру можно разнообразить и спросить у детей, когда они огорчаются, злятся, удивляются, боятся.

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Игра « Паучки и комары»

Цель: Создание эмоционально-положительного фона.

Все дети-комарики, под спокойную музыку двигаются по игровой комнате. Два ребенка, взявшись за руки, изображают паучков. Задача паучков-двигаясь под музыку, запятнать как можно большее количество комариков. Те дети, до которых дотронулся паучок, садятся на стулья. Когда все комарики пойманы, выбирается следующая пара паучков и игра повторяется.

Для детей старше 5 лет можно выбрать две пары паучков.

 

Игра « Угадай меня»

Цель: Сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, кладет руки на плечи сидящих и угадывает, кто это. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: « Да, это я, Ваня…».

После того как водящему завязали глаза, дети могут поменяться местами на стульях.

 

Игра « Помоги другу»

Цель:  Развитие партнерских отношений, взаимопомощи.

Дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу, между двумя стульями расставлены крупные игрушки. Одному ребенку из пары необходимо провести партнера с завязанными глазами от одного стула к другому так, чтобы не одна игрушка не была сбита.

 

Игра « Найди свой дом»

Цель: Сплочение, установления доверительного контакта между детьми.

Дети сидят на стульях. У них в руках разные игрушки. На словах ведущего : «Пойдем гулять..» все оставляют на стульях игрушки и идут за ним. В течении какого то времени участники ходят, прыгают, а ведущий в это время незаметно меняет местами некоторые игрушки. Затем он говорит: « Дождь пошел!» и все убегают к своей игрушке.

 

Игра « Похлопаем в ладоши»

Цель: Сплочение детей, установление доверительных отношений, поддержание положительных эмоций.

Дети сидят на ковре( стульях). Ведущий говорит: « Похлопайте в ладоши те, у кого в одежде есть красный (или любой другой цвет)

- те, у кого светлые ( темные волосы)

-те, кто сегодня веселый

-те, кто любит смеяться, смотреть мультики, слушать сказки и т.д.

-те, у кого есть младший( старший) брат ( сестра), много братьев и сестер и т.д.

-те, у кого есть домашние животные

И т.д. и т.п.

 

Игра « Волк-волчище»

Цель: Создание положительного эмоционального фона.

Дети стоят в кругу, с закрытыми глазами, руки спрятаны за спину.

Ведущий проходит за кругом и незаметно вкладывает в руку ребенка игрушку-волка.

Дети открывают глаза и говорят : « Волк-волчище, серый хвостище, где ты?».

Ребенок с игрушкой должен выпрыгнуть и громко крикнуть: « Вот я!».

Дети разбегаются, а волк догоняет.

 

Игра « Рука к руке»

Цель: Создание положительных эмоций.

Водящий произносит фразу : « Рука к руке!» и все участники игры, в том числе и он сам, должны найти себе пару и взяться за руку. Тот, кто не успел, становится водящим.

Варианты: « Спина к спине», « Нос к носу», « Плечо к плечу» и т.д.

 

Игра «Это я, узнай меня».

Цель: Сплочение детей на основе положительных эмоций»

Дети сидят на ковре или стульях. Водящий поворачивается спиной к остальным участникам игры. Дети, по очереди ласково гладят его по спине и говорят : « Это я, узнай меня». Водящий должен отгадать ,кто до него дотронулся.В роли водящего должен побывать каждый ребенок.

 

Игра-упражнение « Давайте поздороваемся».

Цель: Дать возможность ребенку через разнообразие тактильных ощущений почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение.

Дети, по сигналу воспитателя, начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

Под музыку марша-за руку

Под музыку польки-плечами

Под музыку вальса-спинами

И т.д.

 

 

 

Приложение № 2

Игра «Клубочек»

Цель: Способствовать сплочению детского коллектива, комфортному сосуществованию детей друг с другом.

Педагог исполняет роль «катушки». Дети берутся за руки. Тот, кто стоит первым дает ему руку. Получается «ниточка», закрепляется на катушке. Последний ребенок водит «ниточку» по кругу до тех пор, пока она не «намотается» на « катушку».

Педагог: «Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, надежный клубок. Давайте немножко побудем в нем. Некоторое время дети и педагог стоят, не двигаясь, после чего «ниточка» разматывается. Игру можно повторить несколько раз.

 

Упражнение  « Дождик».

Цель: Осознание детьми сплоченности коллектива и дружбы.

Дети хлопают в ладоши (изображая дождик) в ускоряющемся темпе, в соответствии со словами педагога.

Педагог: Набежали тучки и пошел дождик…

Сначала редкие капли застучали по крыше,

Но вот дождик усиливается, капли падают чаще, чаще.

Настоящий ливень!

 

Беседа «О дружбе»

Цель: Сплочение детского коллектива, обеспечение комфортного и спокойного общения детей.

Педагог: Ребята, только что мы с вами играли в игру «Дождик». Дождик у нас действительно получился как настоящий: капель много, падают они часто-часто-настоящий ливень! Каждый из вас был отдельной капелькой, а все вместе вы стали бурным ливнем, который смочил всю землю, дал напиться цветам, травам и деревьям! А одна капелька смогла бы это сделать? А один человек может прожить на свете? А как вы думаете, кому интереснее жить- человеку одинокому или человеку, у которого есть друзья? Почему? ( Ответы детей).

 

Игра «Ладошки»

Цель: Развивать в детях чувство дружбы и сплоченности, снятие тревожности и скованности.

Каждому ребенку крепится значок(наклейка), чтобы его могли видеть остальные дети.

Педагог: Ребята, когда я хлопну в ладоши один раз, вы должны найти свою пару по цвету, и хлопнуть одной ладошкой, назвав имя того, с кем встретились. Если я хлопну два раза, вы должны найти пару по форме значка и хлопнуть двумя ладошками друг друга, поздороваться и назвать имя того, кого приветствуешь.

 

Беседа «О ссорах»

Цель: Способствовать развитию доброго, уважительного отношения детей друг к другу.

Педагог:

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

 

Вопросы детям:

Что же случилось с подругами? Из-за чего поссорились девочки? Нужны ли ссоры? Что чувствует поссорившийся с кем- то человек? А тот, с кем он поссорился? Если обоим бывает плохо, то можно ли сделать так, чтобы ссор не происходило вообще? А что сделать, чтобы ссор стало меньше и они были не такими уж серьезными? А как можно помирить двух поссорившихся друзей? Дети вспоминают детские шуточные «мирилки». Затем им предлагается подумать, как бы закончилась история двух подруг из стихотворения? Можно зачитать такой вариант:

Дам ей мишку, извинюсь

Дам ей мячик и трамвай

И скажу : Играть давай!

 

Игра «Зеркало»

Цель: Актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы.

Один ребенок показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою очередь, передразнивает его как можно точнее и передает дальше-своему соседу. Гримаса передается по кругу. Упражнение заканчивается, когда доходит до первого участника. Также передается еще несколько эмоций.

 

Игра « Маленькое приведение»

Цель: Направлено на обучение детей навыку в приемлемой форме выплескивать накопившийся гнев.

Ребята, сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему сигналу вы будете делать руками вот такое движение: (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывать: « У-у-у-у!»

Если я буду хлопать тихо-вы будете гудеть тихо. Если я буду хлопать громко-вы будете пугать друг друга громким голосом. Но помните , что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить. Дав детям пошуметь, взрослый прекращает игру: « Пошутили-и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

 

Игра « Добрый бегемотик»

Цель: Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижения двигательной активности.

Игра ведется в шеренге, в колонне.

Воспитатель говорит, что все они вместе маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию или кладет руки на плечи соседа. Воспитатель просит каждого ребенка погладить соседа по плечу, голове, спине, руке. Затем просит делать разные движения : походить по комнате, присесть и т.д. Обычно дети, приседая все вместе падают и смеются к общему удовольствию всех участников.

 

Игра « Мартышки» ( Обыгрывание стихотворения)

Мы веселые мартышки

Мы играем громко слишком

Все в ладоши хлопаем

И ногами топаем.

Надуваем щечки

Скачем на носочках

И друг другу даже

Языки покажем

Оттопырим ушки

Хвостик на макушке

Пальчик поднесем к виску

И подпрыгнем к потолку

Шире рот откроем

Рожицы состроим

Как скажу я слово: «Три!»

Все с гримасою замри! 

 

 

Список используемой литературы

 

Алябьева  Е.А.  « Психогимнастика в детском саду.»- М.; ТЦ Сфера,2005.

Арсеневская О.Н. «Учимся общаться. Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей 5-7 лет.-Волгоград: Учитель,2014.

Дубина Л.А. « Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник книг и упражнений.-М.: Книголюб 2006.

Егорова М.В. « Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения.»-Волгоград: Учитель, 2012

Загородняя М.В. «Детская психокоррекция в играх». Ростов на Дону, 2017.

Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.-Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Кряжева Н.Л. « Развитие эмоционального мира детей.» Ярославль. Академия развития.1997.

Панфилова М.А. « Игротерапия общения.-М.: Гном и Д, 2000

Фопель К. « Как научить детей сотрудничать»-М.: Генезис,2001

Чистякова М.И. « Психогимнастика»/ п.р. М.И. Буянова.-М.: Просвещение: ВЛАДОС,1995.