Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6843 Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

Опубликовано 20.12.2021

 
 

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

(выступление на педсовете)

Старший воспитатель

Дунаева К.П.

 

 

 

Безопасность жизнедеятельности человека представляет серьезную проблему современности. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать; при необходимости действовать. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.

У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.         Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Чтобы как-то повысить защищенность детей им необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями – наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений.     

     В соответствии с ФГОС ДО деятельность, направленную на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе включает в себя образовательная область «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста», а одной из задач социально-коммуникативного развития является формирование основ безопасности.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» раздел «Безопасность», призвана готовить обучаемых к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной.

          Выделяют 3 компонента безопасного поведения человека:

1) предупреждение опасности; 

2) уклонение от опасности;

3) преодоление опасности.

Опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

На разных возрастных этапах перед педагогами ставятся разные задачи.

Задачи работы с детьми 2-3 лет

- Знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду (играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать и не брать предметы и угощение у незнакомых людей)

- объяснять детям, что нельзя брать в рот несъедобные предметы, никакие предметы нельзя засовывать в ухо или в нос – это опасно!

- учить детей правилам безопасного передвижения в помещении (быть осторожным при спуске и подъеме по лестнице, держаться за перила)

- дать детям элементарные представления о правилах дорожного движения (автомобили ездят по дороге; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; на красный цвет нужно стоять, на зеленый – двигаться; переходить улицу можно только со взрослым, крепко держась за руку)    

- читать детям рассказы, стихи, сказки по теме «Дорожное движение.          

Задачи работы с детьми 3-4 лет

продолжать знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и предметы, сообщать воспитателю о появлении на участке незнакомого человека

- расширять представления о правилах дорожного движения (автомобили ездят по дороге; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов, имеет три световых сигнала (красный, желтый, зеленый), напоминать, что переходить дорогу можно только со взрослыми на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу.

- формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину.

- напоминать детям о том, что необходимо останавливаться, подходя к проезжей части дороги; переходя дорогу, нужно крепко держать взрослых за руку.

- знакомить детей со специальными видами транспорта: «скорая помощь» (едет к больным по вызову), пожарная машина (едет тушить пожар).

Задачи работы с детьми 4-5 лет

  Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности:

 Знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров.

- учить правильно пользоваться ножницами (в присутствии взрослых)

 Активизировать знания о:

 Сигналах светофора, о правилах перехода улицы, о правилах поведения в транспорте и на проезжей части (познакомить с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта»

  - Об опасностях при контактах с животными.

 -  Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

 - О бытовых опасностях.

-  О взаимосвязи и взаимодействии в природе.          

Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста

-  Формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

-  Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками.

-  О безопасном поведении в помещении, во дворе, на улице, дороге, о правилах дорожного движения.

-  О бережном отношении к природе, о правилах безопасного поведения на природе, о функциях организма человека, о личной гигиене, микробах и вирусах, здоровье и болезнях.

-  Развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.

 Опираясь на возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей дошкольного возраста, выделен ряд моментов, которые важно учитывать при решении данных задач:

- Вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности в доме, на улице, в природе, избегая морализации, путем познания, а не запретов.

- Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде, на улице и т.д.

- Внушить ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами домашнего обихода и др.

- В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».

Итак, работу с детьми необходимо проводить систематически.

Обучение безопасному поведению — это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь.

Цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.

Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.

Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.

Безопасность - это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях, а также и безопасность образовательного процесса.

И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее.

Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на проезжей части, с незнакомцами и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья.