Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Дошкольное детство является самым ответственным этапом в общем развитии для человека, поскольку в данный период происходит формирование основных качеств личности и социальных навыков. В ФГОС ДО особый акцент делается на развитие личности детей и учет индивидуальных потребностей и особенностей.
Определяющим выступает гуманистический и личностно-развивающий характер взаимодействия детей и взрослых, уважительное отношение к ребенку, формирование условий для развития и выявления его индивидуальных способностей и возможностей, направленность на сотрудничество. В связи с этим, если говорить о личностно-ориентированном подходе в рамках воспитательно-образовательного процесса в детском саду, мы, в первую очередь, подразумеваем отношение педагога к ребенку в качестве субъекта любого типа деятельности, что подразумевает активную позицию детей в выборе содержания собственного образования.
Изменение форм общения с детьми подразумевает переход педагога от командного стиля к стилю партнерства, направленность не на образовательные результаты, а именно на процессуальную деятельность. Таким образом обучение письму и счету перестает быть целью дошкольного образования — это только продукты игровой деятельности, являющейся в дошкольном возрасте ведущей.
На сегодняшний день в качестве условий эффективного развития для детей дошкольного возраста выступает изменение роли педагога, реализация личностного и системно-деятельностного подходов.
НОД в дошкольной образовательной организации, на основании ФГОС ДО, должен обладать характером не прямого, а именно опосредованного обучения, и реализовываться в ходе совместной деятельности взрослого и ребёнка, соответствующей возможностям дошкольников. Подразумеваются изменения в организационных формах образовательного процесса: формы становятся более вариативными, гибкими, учитывают возрастные особенности, потребности и индивидуальные возможности дошкольников.
В процессе образования необходимо сочетать принципы практической применимости и научной обоснованности, соответствие показателям полноты,
достаточности и необходимости, реализацию единства воспитательных, обучающих и развивающих задач и целей образовательного процесса для детей.
Принципиально значимой стороной в образовательном процессе в условиях современной дошкольной образовательной организации выступает позиция ребенка, а также отношение к дошкольнику со стороны взрослых. При общении с детьми взрослый придерживается такого положения: «Не рядом и не над ним, а с ним вместе!». Его целью является содействие становлению личности ребенка.
Образовательный процесс строиться должен на базе индивидуальных характеристик каждого ребенка, при этом сам ребенок выступает в роли полноценного участника процесса образования.
Образовательный процесс в условиях дошкольной образовательной организации — это целостный, системный, развивающийся во времени и в границах конкретно системы, целенаправленный процесс по взаимодействию детей и взрослых, который носит личностно-ориентированный характер, направлен на достижение социально-значимых итогов, призван привести к перестройке личностных качеств и свойств воспитанников.
Образовательный процесс каждой отдельной личности обеспечивает возможность удовлетворять собственные потребности в развитии, развивать собственные потенциальные способности, сохранять собственную индивидуальность, а также возможность самореализоваться [5].
В качестве цели образовательного процесса в дошкольной образовательной организации выступает развитие личности, способностей и мотивации детей в разных видах деятельности и охватывает такие образовательные сферы:
− познавательное развитие;
− социально-коммуникативное развитие;
− художественно-эстетическое развитие;
− речевое развитие;
− физическое развитие.
Содержание данных образовательных областей реализовываться может в разного рода видах деятельности:
для учащихся младшего дошкольного возраста это могу быть:
− предметная деятельность, а также игры с динамическими составными игрушками;
− экспериментирование с веществами и материалами;
− коммуникация со взрослым и совместные игры с ровесниками под руководством педагога;
− навыки самообслуживание и действия с бытовыми орудиями и предметами;
− восприятие смысла сказок, музыки, стихов;
− двигательная активность;
− рассматривание картинок;
для учащихся старшего дошкольного возраста это могут быть:
− такие виды деятельности, как игровая, куда входит и сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и иные виды игр;
− познавательно-исследовательская;
− коммуникативная;
− восприятие фольклора и художественной литературы;
− элементарный бытовой труд и самообслуживание;
− конструирование из различного материала, включая модули, конструкторы, бумагу, природный и другой материал, изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация);
− двигательная;
− музыкальная
Важной характеристикой организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации на современном этапе выступает включение эффективных видов работы с детьми с применением проектной деятельности, информационно-коммуникационных технологий, проблемно-обучающих и игровых ситуаций в условиях интеграции образовательных сфер.
Одной из основных задач, которые стоят перед педагогическими работниками ДОО, выступает продумывание наиболее эффективных методов и форм организации процесса образования, при которых учащиеся, с одной стороны, могли бы работать индивидуально, а с другой стороны, работать совместно, проявлять инициативу, друг с другом советоваться, оказывать помощь.
Следует проектировать деятельность дошкольников таким образом, чтобы они не только бы получали и расширяли собственные знания, но и становились бы друг к другу более внимательными, а также к детям другого возраста, могли бы высказывать собственные мысли, уважать и слушать мнения других и пр.
Итак, «занятие» в качестве специально организованной формы учебной деятельности в ДОО отменяется; в качестве занятия выступает специально организованная воспитателем особая интересная деятельность учащихся, которая подразумевает их активность, общение и деловое взаимодействие, накопление учащимися конкретной информации об окружающем мире, развитие определенных знаний, навыков и умений.
Взаимодействие ДОО с семьей в современных условиях реализации ФГОС ДО обладает целенаправленным характером. Каждая дошкольная образовательная организация обладает своими особенностями, в соответствии с которыми работа и выстраивается, подбираются самые результативные для конкретной организации формы для взаимодействия с семьями дошкольников.
Родители воспитанников принимают участие в осуществлении программы, в формировании условий для своевременного и полноценного развития ребёнка. Они
представляют собой активных участников всех проектов, а не сторонних наблюдателей: участвуют активно в мероприятиях, выставках и конкурсах семейного совместного творчества.
Занимаясь выстраиванием взаимодействия с родителями, использовать можно и традиционные формы, к которым относятся родительские собрания, практикумы, лекции, либо современные формы, в числе которых:
− информационно-аналитические (опрос; анкетирование; «почтовый ящик»);
− наглядно-информационные (информационные стенды; мини-библиотека; родительские клубы; выпуск газет «ЖЗД — жизнь замечательных детей);
− родительские познавательные гостиные; устные журналы; нетрадиционные родительские собрания; экскурсии;
− акции; досуговые праздники; участие родителей в выставках, конкурсах.
В качестве одного из средств коммуникации родителей дошкольников и педагогических работников выступает сайт дошкольной образовательной организации, на страницах которого отражаются полезные и актуальные для родителей сведения: информация об организации, тема недели, документы, консультационный материал и практические рекомендации, отчеты о достижениях детей, проведении мероприятий и пр.
Заключение
Итак, главными задачами, которые стоят перед воспитателями в процессе организации процесса образования с учётом требований ФГОС, выступаю такие:
- Наполнить жизнь дошкольника интересным содержанием.
- Подходить творчески к отбору содержания, на базе интеграции, с применением различных форм, приёмов и методов.
- Включать шире в образовательный процесс разного рода игры, игровые ситуации и игровые приёмы.
- Применять принцип вариативности в процессе отбора форм, тем, методов, средств (разнообразие и новизна).
- Исключить шаблонность, формализм, а также излишний дидактизм.