Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8369 Организации работы педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Опубликовано 23.01.2024

Мишенева Аксана Владимировна

педагог-психолог

МБДОУ ДС 12 сп 2 г. Челябинска

 

Организации работы педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья 

 

Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ

Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО  направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.

Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направлено на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.

Основными направлениями психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ можно выделить следующие:

- диагностическая,

- коррекционно-развивающая работа,

- профилактическая и консультативная работа с родителями.

Диагностическое направление.

Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе психокоррекционной работы.

В процессе коррекционно-развивающей работы выполняются задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением психолого-медико-педагогического консилиума дошкольной организации определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.

Одной из важных задач является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

  • своевременно выявить детей с ОВЗ;
  • выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
  • определить оптимальную траекторию развития (индивидуальный маршрут развития ребенка);
  • обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольной организации;
  • спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
  • оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
  • определить условия воспитания и обучения ребёнка;
  • определить направления консультативно-просветительской работы с родителями ребёнка.

В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др.

Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребёнка:

  • особенности контакта ребёнка;
  • эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
  • реакция на одобрение;
  • реакция на неудачи;
  • эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
  • эмоциональная подвижность;
  • особенности общения;
  • реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребёнка:

  • особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
  • особенности моторной функции.

2.Коррекционно-развивающее направление.

Структура коррекционно-развивающего занятия.

- Приветствие - ритуал (создание положительного настроя на совместную деятельность, общение).

- Кинезиологические упражнения или Мозговой штурм (стимуляция интеллектуального развития).

- Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, подобраны с учетом лексических тем и связаны сюжетной линией (развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики).

- Психогимнастика и этюды (развитие мимики и пантомимики).

- Релаксационные упражнения (развитие умения расслабляться и распределять свои силы).

Психокоррекция познавательных процессов:

1.Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций (память, внимание, мышление, воображение, восприятие);

Коррекционно-развивающая работа в данном направлении ведется посредством дидактических игр, наглядных пособий.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • игры с предметами,
  • настольно-печатные и
  • словесные.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен.

При отборе дидактических игр большое значение уделяется коррекционным задачам. Учитываются особенности развития детей и следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Дидактические игры по развитию наглядных форм мышления проводятся с постепенным усложнением, учитывая опыт ребенка. При проведении дидактических игр с одной стороны происходит руководство познавательным процессом, а с другой— исполнение роли участника игры, партнера, направляя ребенка на выполнение игровых действий.

Примером могут быть следующие игры, которые используются на занятиях:

1. «Игра-сказка». Здесь подбираются сказочные герои, которые сопровождают детей на протяжении всего занятия.

—  Поздоровайся / попрощайся с куклой Катей.

— Помоги Буратино собрать игрушки в коробку. Скажи ему, как надо правильно складывать игрушки и тому подобное.

2. «Игра- поручение». В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения: «Собери в корзину все предметы красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

3. «Игры-загадки».( В какое время года на улице снег?Когда бывает темно?

Угадай, кто это: говорит МЯУ, любит молоко?)

2.Формирование пространственных и временных представлений об окружающем;

  • освоение пространства собственного тела
  • уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве,
  • определение пространственных направлений по отношению к себе
  • определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование,
  • пространственная ориентация на листе бумаги.

Упражнения: «Лево - право», «Путаница», «Покажи, где?», «Спереди, сзади», «Высокий – низкий», «Далеко - близко»,«Неправильный робот» ( ребенок двигается в направлении обратном названному), «Сделай так», «Попади в ворота»

3.Формирование математических представлений.

Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными
возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические игры и упражнения, развивающие его три основные формы(наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое).

Математические игры:

  • Элементарные логические игры, задачи;
  • упражнения на классификацию,
  • задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой;
  • дидактические игры, направленные на развитие пространственных
    представлений, построение сериационных рядов;

4.Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы:

Развитие и коррекция её недостатков посредством сказкотерапии, игротерапии, цветотерапии, релаксотерапии, тактильно-сенсорные игры, куклотерапия. и др.;

Сказкотерапия – это направление, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.
Для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания.

Куклотерапия– это увлекательная и доступная форма работы с детьми с ОВЗ, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания. В качестве основного приёма коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребёнок "передаёт" ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии,

Кукольный театр– особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы. Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее.

Игротерапия

Игры имеют большое значение в психическом развитии детей с ограниченными возможностями, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Игротерапия – это набор игровыхметодик, средств, форм, ситуаций. Являясь уникальным средством реабилитации,игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации

Используются следующие виды  элементы игротерапии:

  • театр обычных образных игрушек (настольный);
  • пальчиковый театр;
  • плоскостной театр.

Элементы сюжетно-ролевые игры способствуют исправлению самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми.

Игры-драматизации с элементами импровизации.

Основная задачаигр-драматизаций коррекция эмоциональной сферы. Как правило, игры строятся в форме знакомых ребенку сказок.

Целесообразность театрализованной игры с детьми с нарушением развития обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее органичным и освоенным детьми любого возраста. Ребенок может опробовать себя в конкретной социальной роли, установить коммуникативные связи, овладеть социальными навыками. Для детей, имеющих комплексные нарушения опорно-двигательного аппарата, нервно-психического развития, аутизм,характерны: нежелание принимать участие в групповой деятельности, страх, смятение, замкнутость…. Все это мешает детям социализироваться и интегрироваться в общество.Игротерапия помогает детям эмоционально раскрепоститься, развить положительные личностные качества. Дети с о. в. осень любят игры, напоминающие театральные представления, где одни дети – артисты, другие – зрители.

5.Развитие игровой деятельности;

У детей с ограниченными возможностями здоровья игра, развивается медленно, и без специального обучения она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания, что обусловлено задержкой сенсомоторного и интеллектуального развития.

Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.

Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. 

Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

Игры по виду деятельности можно разделить на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

Так же при подборе игр для детей с ОВЗ учитываются следующие условия:

- игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к деятельности.

- соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

- учет структуры дефекта;

- подбор игрового материала с постепенным усложнением;

- связь содержания игры с системой знаний ребенка;

Соответствие коррекционной цели занятия;

Учет принципа смены видов деятельности;

Коррекция нарушений психологической готовности к школе.

- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

- Формирование и развитие социальных навыков и социализации.

- Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Развитие мелкой моторики, подготовка руки к овладению письмом.

Работа в данном направлении ведется по четырем блокам:

Пальчиковая гимнастика

• гимнастика в стихах,

• игры с палочками,

• игры с шариками,

• самомассаж пальчиков,

• массаж пальчиков массажером.

Веселый карандашик

• штриховка,

• работа с трафаретами.

• контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);

• дорисовка (по принципу симметрии);

• волшебные узоры,

• лабиринты.

Для родителей были подготовлены консультации по темам:

• «Зачем нужна мелкая моторика?»,

• «Приемы развития мелкой моторики»,

• «Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики».

Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности развития различны, в связи с этим, программы психологического сопровождения индивидуальны для каждого ребенка.

Консультативно - просветительское и профилактическое направление

Работа по данному направлению обеспечивает оказание родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.

Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

На индивидуальных консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к условиям дошкольной образовательной организации, к обучению в школе).

Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является разработка инструментария сопровождения такого ребёнка, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию. Для развития ребёнка с ОВЗ, необходимо создание условий, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с социализацией. Это организация детской деятельности и создание специально созданной среды в дошкольной обарзовательной организации. Эта среда представляет собой единство всех участников образовательного процесса, а также создание психологической помощи, поддержки и обеспечения с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка.