Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7886 Конспект НОД в старшей группе «Мир воды». Познавательное развитие.

Опубликовано 13.04.2023
Вахрутдинова Елена Рашитовна
МКДОУ детский сад №331 «Радуга», г.Новосибирск
воспитатель

 

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

 для детей старшей группы

на тему: «Мир воды!»

 

Цель: Формирование у детей представления об основных свойствах воды и о значении воды в природе и жизни человека.

Задачи:

  • Формировать у детей познавательный интерес к воде и понимать ее значимость для жизни на Земле.
  • Познакомить детей с основными свойствами воды: прозрачность, бесцветность, текучесть, отсутствие формы, вкуса, запаха, способность растворять и быть в газообразном состоянии.
  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
  • Воспитывать бережное отношение к воде.
  • Развивать делать выводы, умозаключения.
  • Развивать речь, мышление, произвольное внимание, любознательность.
  • Совершенствовать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения.
  • Воспитывать интерес к практической деятельности.

 

Интеграция образовательных областей:

 

  • «Познание» (развитие познавательно – исследовательской деятельности через постановку вопросов, нахождение ответов)
  • «Речевое развитие»
  • «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми)
  • «Физическое развитие» (физкультминутка)
  • «Художественно – эстетическое развитие»
  • «Безопасность» (беседа с детьми о правилах поведения в лаборатории)
  • «Музыкальное развитие» (выполнение ритмичных движений под музыку, прослушание звуков воды).

 

Материалы и оборудование:

ПК, Презентация, аудиозапись звуков воды, вода, стаканчики с питьевой водой, мелкие игрушки, предметы круглой и квадратной формы, сахар, молоко.

 

Предварительная работа:

  • Чтение стихотворений, разгадывание загадок.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Наблюдение на прогулке.
  • Беседы.

Методы и приемы:

  • Наглядные (демонстрации опытов).
  • Практические (детское творчество, проведение физкультминутки).
  • Словесные (беседы, выводы).
  • Игровые

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии, отгадайте загадку К. Авдеенко:

 

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды – жить нельзя нам без …

 

Дети:Воды!

Воспитатель: Молодцы! Правильно – «жить нельзя нам без воды».

 

Воспитатель:Ребята, где в природе мы можем увидеть каплю воды?

Дети: Каплю воды можно увидеть в кране, в реке, в море.

 

Воспитатель: Вы правильно указали, где встречается капелька воды. А теперь нам с вами предстоит выяснить, какими свойствами обладает вода. Для этого мы пройдем в нашу лабораторию и станем исследователями.

 

На экране вывеска «Лаборатория».

Запомните правила поведения в лаборатории:

  • Не шумите – этим вы мешаете другим.
  • Аккуратно обращайтесь с лабораторной посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
  • Слушайте воспитателя.
  • Внимательно следите за результатами опыта.
  • Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.

 

Дети: проходят к рабочим столам. На столах стаканы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой.

 

Опыт №1.

Определение прозрачности воды.

Воспитатель: Опускает в стакан с молоком игрушку. Видна ли игрушка?

Дети: Нет, игрушка не видна.

Воспитатель: Опустите в стакан с водой свои игрушки. Хорошо ли вам видны игрушки?

Дети: Игрушки видны хорошо.

Воспитатель: формирует вывод вместе с детьми о том, что одно из свойств воды – прозрачность.

 

Опыт №2

Воспитатель: Есть ли у воды вкус? Возьмите стаканы с питьевой водой. Попробуйте воду.

Дети: У воды нет вкуса.

Воспитатель: Формирует вывод вместе с детьми о том, что еще одним свойством воды является отсутствие у нее вкуса.

 

Опыт №3

Воспитатель: Ребята, понюхайте воду. Пахнет ли вода чем – нибудь?

Дети: Вода ничем не пахнет.

Воспитатель: формирует вывод вместе с детьми о том, что еще одним свойством воды является отсутствие у нее запаха.

 

Воспитатель:Настало время нам немного отдохнуть и размяться. Ребята, давайте выполним физминутку.

 

Физминутка:

Очень всем нужна вода.

Делай раз и делай два.

Звери у ручья напились,

Влево вправо наклонились.

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали.

Дружно хлопнули в ладоши,

До чего же день хороший!

Дождик вдруг полил с утра

За работу нам пора.

 

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Мы размялись немного, приступим снова к нашим экспериментам.

 

Опыт №4

Воспитатель: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит?

Дети: Сахар растворился в воде.

Воспитатель: Где в жизни мы можем наблюдать, как растворяется сахар в воде?

Дети: Мы можем видеть, как сахар растворяется в воде, за завтраком, когда мы кладем кусочек сахара в чай, сахара растворяется и чай становится сладким.

Воспитатель: вместе с детьми делает вывод о том, что еще одним свойством воды является то, что в ней можно растворять различные вещества. Вода – растворитель.

 

Опыт №5

Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.

Дети: проделывают указанные воспитателем действия.

Воспитатель: Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко?

Дети: Потому что она жидкая.

Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, то ее называют жидкостью.

Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?

Дети: Кубики имеют форму – куба. Шарики имеют форму – шара.

Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.

Воспитатель: А есть ли форма у воды?

Дети: не могут дать ответ.

Воспитатель: Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.

Какую форму принимает вода, когда мы наливаем ее в баночку?

Дети: Вода приняла форму баночки.

Воспитатель: А что с ней происходит, когда мы ее перельем из баночки в чашку, а потом из нее – в блюдце?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой ее наливали – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в которой ее наливают.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Хорошо - плохо».

Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо. Почему?».

Итак, начали: «Вода – это хорошо. Почему?»

Дети(варианты ответов)

  • Вода нужна для питья, умывания.
  • Водой можно закаляться.
  • С водой можно играть.
  • Из воды можно готовить еду.
  • Водой моют посуду, пол, игрушки, стирают одежду.
  • Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде.
  • В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода – это плохо. Почему?»

Дети(варианты ответов)

  • Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.
  • Горячей водой можно обжечься.
  • Если с водой неаккуратно обращаться и пролить ее на пол, то можно поскользнуться и упасть.

Вторая команда отлично справилась с заданием.

Воспитатель: Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии?

Дети:

  • Вода — это жидкость.
  • Вода не имеет собственной формы.
  • Вода прозрачная.
  • Вода не имеет вкуса и запаха.

 

Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Послушайте стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода»:

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране, как сосулька замерзает,

В лес туманом заполняет,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

 

Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

Как мы с вами можем беречь воду?

Дети: Когда моем руки, не открывать сильно кран, выключать кран, чтобы вода не капала

Не бросать в реки и озера мусор.

Воспитатель: Что будет, если на Земле исчезнет вода?

Дети: Мы можем погибнуть от жажды, нам нечего будем пить, мы не сможем готовить еду, умываться . Погибнут растения и животные.

Воспитатель: Правильно! Ребята, вы сегодня были настоящими исследователями. Молодцы!

Я вам предлагаю дома или сейчас в группе выполнить творческую работу: нарисовать воду, где мы ее встречаем и ее свойства.

 

Анализ образовательной деятельности 

ФИО воспитателя, анализирующего образовательную деятельность: Вахрутдинова Елена Рашитовна

Дата проведения: 05.10.2022 МКДОУ д /с №331 

Возрастная группа: старшая

Тема недели: «Мир воды»

Соответствие программное содержания возрасту детей

Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми старшего возраста 5-6 лет. У детей в этом возрасте сформированы навыки образовательной деятельности, очень хорошо развивается логическое мышление, они легко идут на контакт с воспитателем. Так же очень хорошо развито мышление, произвольная память. Умеют слышать и слушать воспитателя.

Профессиональная компетентность воспитателя

Использовала в занятии различные виды деятельности (коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.). Предложенные задания были доступны по сложности детям, что способствовало решению поставленных задач, дети чувствовали себя «творцами», радовались, удивлялись, восхищались, охотно делились своими открытиями с воспитателем и своими товарищами. Использовала различные методы и приемы (наглядный, практический, словесный, игровой).

Насколько дети продемонстрировали компетентностный подход

В эксперименте с водой имеет ли она форму, дети при помощи форм, убедились, что вода принимает ту форму, в которую она попадает. Дети умею ставить вопросы в соответствии с образовательным процессом, умею делать вывод.

Выводы:

Анализируя данное занятие по познавательной деятельности, я могу сделать следующие выводы:

  • Цель и задачи, которые были поставлены, успешно выполнены.
  • Занятие доставило детям удовольствие.

 

 

Профессиональная компетентность воспитателя: Демонстрация воспитателем знаний методик; дает ясные, четкие, полные указания по ходу деятельности; эффективность детской деятельности стимулируется чередованием заданий, способов, видов деятельности; умело показывает детям значимость результата их деятельности, используя оценивание умений и самостоятельности. Использование проблемных ситуаций в окружающей жизни для повышения познавательной активности детей; использование предметно-развивающей среды в процессе образовательной работы. Удовлетворение детей в эмоциональных контактах. Последовательность изложения материала, установление «обратных связей» и т.д.

Продемонстрировать компетентностный подход в информационном, коммуникативном и технологическом планах: дети самостоятельно обследуют объект для выяснения значений некоторых признаков; умеют задавать различные типы вопросов к объектам или процессам; могут кому-либо объяснить, или кого-либо научить элементарным способам познания, и т.д