Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
для детей старшей группы
на тему: «Мир воды!»
Цель: Формирование у детей представления об основных свойствах воды и о значении воды в природе и жизни человека.
Задачи:
- Формировать у детей познавательный интерес к воде и понимать ее значимость для жизни на Земле.
- Познакомить детей с основными свойствами воды: прозрачность, бесцветность, текучесть, отсутствие формы, вкуса, запаха, способность растворять и быть в газообразном состоянии.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
- Развивать делать выводы, умозаключения.
- Развивать речь, мышление, произвольное внимание, любознательность.
- Совершенствовать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения.
- Воспитывать интерес к практической деятельности.
Интеграция образовательных областей:
- «Познание» (развитие познавательно – исследовательской деятельности через постановку вопросов, нахождение ответов)
- «Речевое развитие»
- «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми)
- «Физическое развитие» (физкультминутка)
- «Художественно – эстетическое развитие»
- «Безопасность» (беседа с детьми о правилах поведения в лаборатории)
- «Музыкальное развитие» (выполнение ритмичных движений под музыку, прослушание звуков воды).
Материалы и оборудование:
ПК, Презентация, аудиозапись звуков воды, вода, стаканчики с питьевой водой, мелкие игрушки, предметы круглой и квадратной формы, сахар, молоко.
Предварительная работа:
- Чтение стихотворений, разгадывание загадок.
- Рассматривание иллюстраций.
- Наблюдение на прогулке.
- Беседы.
Методы и приемы:
- Наглядные (демонстрации опытов).
- Практические (детское творчество, проведение физкультминутки).
- Словесные (беседы, выводы).
- Игровые
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии, отгадайте загадку К. Авдеенко:
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды – жить нельзя нам без …
Дети:Воды!
Воспитатель: Молодцы! Правильно – «жить нельзя нам без воды».
Воспитатель:Ребята, где в природе мы можем увидеть каплю воды?
Дети: Каплю воды можно увидеть в кране, в реке, в море.
Воспитатель: Вы правильно указали, где встречается капелька воды. А теперь нам с вами предстоит выяснить, какими свойствами обладает вода. Для этого мы пройдем в нашу лабораторию и станем исследователями.
На экране вывеска «Лаборатория».
Запомните правила поведения в лаборатории:
- Не шумите – этим вы мешаете другим.
- Аккуратно обращайтесь с лабораторной посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
- Слушайте воспитателя.
- Внимательно следите за результатами опыта.
- Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
Дети: проходят к рабочим столам. На столах стаканы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой.
Опыт №1.
Определение прозрачности воды.
Воспитатель: Опускает в стакан с молоком игрушку. Видна ли игрушка?
Дети: Нет, игрушка не видна.
Воспитатель: Опустите в стакан с водой свои игрушки. Хорошо ли вам видны игрушки?
Дети: Игрушки видны хорошо.
Воспитатель: формирует вывод вместе с детьми о том, что одно из свойств воды – прозрачность.
Опыт №2
Воспитатель: Есть ли у воды вкус? Возьмите стаканы с питьевой водой. Попробуйте воду.
Дети: У воды нет вкуса.
Воспитатель: Формирует вывод вместе с детьми о том, что еще одним свойством воды является отсутствие у нее вкуса.
Опыт №3
Воспитатель: Ребята, понюхайте воду. Пахнет ли вода чем – нибудь?
Дети: Вода ничем не пахнет.
Воспитатель: формирует вывод вместе с детьми о том, что еще одним свойством воды является отсутствие у нее запаха.
Воспитатель:Настало время нам немного отдохнуть и размяться. Ребята, давайте выполним физминутку.
Физминутка:
Очень всем нужна вода.
Делай раз и делай два.
Звери у ручья напились,
Влево вправо наклонились.
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали.
Дружно хлопнули в ладоши,
До чего же день хороший!
Дождик вдруг полил с утра
За работу нам пора.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Мы размялись немного, приступим снова к нашим экспериментам.
Опыт №4
Воспитатель: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит?
Дети: Сахар растворился в воде.
Воспитатель: Где в жизни мы можем наблюдать, как растворяется сахар в воде?
Дети: Мы можем видеть, как сахар растворяется в воде, за завтраком, когда мы кладем кусочек сахара в чай, сахара растворяется и чай становится сладким.
Воспитатель: вместе с детьми делает вывод о том, что еще одним свойством воды является то, что в ней можно растворять различные вещества. Вода – растворитель.
Опыт №5
Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.
Дети: проделывают указанные воспитателем действия.
Воспитатель: Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко?
Дети: Потому что она жидкая.
Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, то ее называют жидкостью.
Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?
Дети: Кубики имеют форму – куба. Шарики имеют форму – шара.
Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.
Воспитатель: А есть ли форма у воды?
Дети: не могут дать ответ.
Воспитатель: Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.
Какую форму принимает вода, когда мы наливаем ее в баночку?
Дети: Вода приняла форму баночки.
Воспитатель: А что с ней происходит, когда мы ее перельем из баночки в чашку, а потом из нее – в блюдце?
Дети: Вода приняла форму этих предметов.
Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой ее наливали – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в которой ее наливают.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Хорошо - плохо».
Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо. Почему?».
Итак, начали: «Вода – это хорошо. Почему?»
Дети(варианты ответов)
- Вода нужна для питья, умывания.
- Водой можно закаляться.
- С водой можно играть.
- Из воды можно готовить еду.
- Водой моют посуду, пол, игрушки, стирают одежду.
- Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде.
- В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода – это плохо. Почему?»
Дети(варианты ответов)
- Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.
- Горячей водой можно обжечься.
- Если с водой неаккуратно обращаться и пролить ее на пол, то можно поскользнуться и упасть.
Вторая команда отлично справилась с заданием.
Воспитатель: Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии?
Дети:
- Вода — это жидкость.
- Вода не имеет собственной формы.
- Вода прозрачная.
- Вода не имеет вкуса и запаха.
Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Послушайте стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода»:
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране, как сосулька замерзает,
В лес туманом заполняет,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
Как мы с вами можем беречь воду?
Дети: Когда моем руки, не открывать сильно кран, выключать кран, чтобы вода не капала
Не бросать в реки и озера мусор.
Воспитатель: Что будет, если на Земле исчезнет вода?
Дети: Мы можем погибнуть от жажды, нам нечего будем пить, мы не сможем готовить еду, умываться . Погибнут растения и животные.
Воспитатель: Правильно! Ребята, вы сегодня были настоящими исследователями. Молодцы!
Я вам предлагаю дома или сейчас в группе выполнить творческую работу: нарисовать воду, где мы ее встречаем и ее свойства.
Анализ образовательной деятельности
ФИО воспитателя, анализирующего образовательную деятельность: Вахрутдинова Елена Рашитовна
Дата проведения: 05.10.2022 МКДОУ д /с №331
Возрастная группа: старшая
Тема недели: «Мир воды»
Соответствие программное содержания возрасту детей |
Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми старшего возраста 5-6 лет. У детей в этом возрасте сформированы навыки образовательной деятельности, очень хорошо развивается логическое мышление, они легко идут на контакт с воспитателем. Так же очень хорошо развито мышление, произвольная память. Умеют слышать и слушать воспитателя. |
Профессиональная компетентность воспитателя |
Использовала в занятии различные виды деятельности (коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.). Предложенные задания были доступны по сложности детям, что способствовало решению поставленных задач, дети чувствовали себя «творцами», радовались, удивлялись, восхищались, охотно делились своими открытиями с воспитателем и своими товарищами. Использовала различные методы и приемы (наглядный, практический, словесный, игровой). |
Насколько дети продемонстрировали компетентностный подход |
В эксперименте с водой имеет ли она форму, дети при помощи форм, убедились, что вода принимает ту форму, в которую она попадает. Дети умею ставить вопросы в соответствии с образовательным процессом, умею делать вывод. |
Выводы: |
Анализируя данное занятие по познавательной деятельности, я могу сделать следующие выводы:
|
Профессиональная компетентность воспитателя: Демонстрация воспитателем знаний методик; дает ясные, четкие, полные указания по ходу деятельности; эффективность детской деятельности стимулируется чередованием заданий, способов, видов деятельности; умело показывает детям значимость результата их деятельности, используя оценивание умений и самостоятельности. Использование проблемных ситуаций в окружающей жизни для повышения познавательной активности детей; использование предметно-развивающей среды в процессе образовательной работы. Удовлетворение детей в эмоциональных контактах. Последовательность изложения материала, установление «обратных связей» и т.д.
Продемонстрировать компетентностный подход в информационном, коммуникативном и технологическом планах: дети самостоятельно обследуют объект для выяснения значений некоторых признаков; умеют задавать различные типы вопросов к объектам или процессам; могут кому-либо объяснить, или кого-либо научить элементарным способам познания, и т.д