Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8089 Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии.

Опубликовано 22.09.2023

Васильева Людмила Кирилловна
МБДОУ «Детский сад№208» г. Чебоксары

Российская Федерация, г. Чебоксары
воспитатель

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии.

                                        

Аннотация: статья посвящена вопросам использования игровой технологии для развития сенсорных  способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: сенсорное развитие,  познавательный интерес, восприятие предметов.

 

В дошкольном возрасте у ребенка усиливается познавательный интерес, он все хочет знать. Его интересует уже не только внешний вид и назначения предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями. Ребенок с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

От того, как развито   у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких,  логических форм мышления. 

Психологи доказали, что сенсорное развитие является основой умственного развития и залогом успешного обучения ребенка в детском саду и в школе.

Если усвоение происходит стихийно, оно нередко оказывается неполноценным,  поверхностным. Здесь мы уже говорим о сенсорном воспитании.

Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие, совершенствование у ребенка его сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений).

Так как в дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра, то и в игре происходит познание окружающего.  В игре развиваются все психические процессы. Играя, дошкольник учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. В игре ребенок усваивает сенсорные эталоны. Основная задача всех сенсорных игр это накопление разнообразного сенсорного опыта.

 Существует множество игр, развивающих сенсорное восприятие ребенка.

Некоторые игры можно организовать с  детьми как в детском саду так и дома.

  1. Игра «Чудесный мешочек». Положить в красивый мешочек мелкие игрушки, знакомые детям. Затем предложить ребенку опустить руку в мешочек и на ощупь отгадать игрушку. Можно попросить ребенка дать небольшую характеристику игрушке (мягкая, твердая, круглая и т.д.). Игра развивает тактильные ощущения.
  2. Игра «Собери пуговицы». Высыпьте перед ребенком горку пуговиц разных цветов. Предложите ребенку разложить эти пуговицы по коробочкам. Цвет пуговицы должен соответствовать цвету коробки. Игра развивает восприятие цвета, мелкую моторику рук, а также внимание.
  3. Игра «Мозаика из пуговиц». Предложите ребенку в определенной закономерности собрать дорожку из пуговиц, например: красная, зеленая, желтая. Можно попросить продолжить ваш образец. Также предложить ребенку выложить из пуговиц какую-нибудь фигуру или узор.
  4. Игра «Подбери крышки». Взять разные баночки с крышками. Чтобы к каждой баночке подходила только одна крышка. Попросить ребенка открыть банки, перемешать их, а затем снова закрыть. Игра развивает зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
  5. Игра «Прищепки».  Для этой игры нужно вырезать из плотного картона шаблоны, например: солнышко, облако, трава и т.д. Детям необходимо выбрать походящие по цвету прищепки и прицепить их к шаблонам. Желтые прищепки будут лучиками солнца, синие - капельками дождя на облаке, а зеленые - травой. Игра развивает умение объединять предметы по цвету, также развивает мелкую моторику рук.
  6. Игры с крупами. Тонким слоем насыпать на поднос любую мелкую крупу (хорошо подходит манная крупа). Можно предложить ребенку нарисовать что-то конкретное, а можно просто водить пальцем и рисовать просто линии, точечки и придумывать свою картинку. Кроме развития мелкой моторики рук, тактильных ощущений, игра еще развивает воображение. Также оказывает медитативное воздействие.

 Такие игры помогут ребенку получить  сенсорный опыт, который пригодится ему в дальнейшем.

Таким образом: сенсорное развитие младших дошкольников это одно из важных направлений в личностном  развитии детей и основа для успешного интеллектуального развития ребенка. А применение игровых технологий помогают получению знаний, умений и навыков, которые ребенок пронесёт через всю свою жизнь.

 Великий, знаменитый советский педагог В.А.Сухомлинский говорил «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира».

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1.Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;                                             

 2. Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Сенсорное воспитание дошкольников»//дошкольное воспитание,2004,№ 13.

3.»Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» под ред. Л.А. Венгер,2008г

4. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников» 1996г

5.Л.С. Усова «Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду» М.,2005