Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7707 Проект «Деревянная страна»

Опубликовано 22.01.2023


 

ПРОЕКТ

«Деревянная страна»

(старшая группа)


 

Составила:

Мийна Светлана Разалифовна

воспитатель

МАДОУ «Детский сад 12»

г. Усинска

 

 

 

Проект «Деревянная страна»

Вид проекта: исследовательский, творческий, долгосрочный (проект длился три месяца).

Актуальность:

Деревья на земле появились гораздо раньше человека. Но год за годом, век за веком, он продолжает уничтожать их, оставляя всё меньше пространства для роста. Учёные предрекают неразумному человечеству катастрофический исход, если в ближайшее время мы не прекратим так активно истреблять наших «Зелёных соседей».

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребёнок - дошкольник.

На протяжении всего проекта ребята с родителями собирали различные предметы из дерева, что послужило созданию мини – музея «Чудеса из дерева».

Цель проекта:

Знакомство детей со свойствами дерева, расширение представлений детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева.

Задачи проекта:

1. Обратить внимание детей на разнообразие видов деревьев, деревянных изделий и их значение в нашей жизни;

2. Дать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья;

3. Познакомить детей со свойствами, особенностями, возможностями использования дерева в быту, его ценность для жизни людей;

4. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к деревьям, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;

5. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность;

6. Активизировать личностную позицию ребенка;

7. Воспитывать любовь и бережное отношение к деревьям.

Участники проекта:

Дети старшей группы, педагоги, родители.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

1.Планирование работы.

2.Подбор методических материалов.

3.Подбор игрового материала для поисково-экспериментальной деятельности.

Продуктивный этап:

Беседы: «Необычные дома», «Лес – дом для животных», «Что делают из древесины», «Сувениры из дерева», «Профессия – плотник», «Откуда появилась матрёшка», «Деревянная посуда», «Музыкальные инструменты из дерева», «Расписные ложки», «Охрана лесов», «Что мы знаем о деревьях», «Какие деревья растут на участке», «Как деревья помогают человеку», «Как появляются деревья», «Как вести себя в лесу».

Чтение: Сергей Есенин «Белая береза», И. Токмакова «Береза», «Песенка дубовых сеянцев», «Дуб», Ю. Насимович «Плакучая березка», «Ива», М.Ю. Лермонтов «На севере диком», Екатерина Серова «Лесная столовая», «Ольха», «Сосна», «Тополиная метель», «Мечты дуба», «Черёмуха белоснежная», «Осенний клён», С. Я. Маршак «Песня жёлудя», «Откуда стол пришёл?», «Праздник леса», В. Орлов «В лесу», М. Пожарова «В лесу», Толстой Л. «Старик сажал яблони», Трутнева Е.В. «Скрипка», Тютчев Ф. «Стихи про деревья», Ушинский К. «Спор деревьев», «История одной яблоньки», Фейерабенд  Е. «Черемуха», Скребцова М «Лиственный лес. Внутренняя красота», Скребцова М. «Хвойный лес. Солнечное дерево», Скребцова М. «Разговорчивая Березка», «Осинка и ветерок», Соколов-Микитов И. «Листопадничек», Сутеев В. «Елка», Воронин С. «Моя береза. Осенью»,  «Моя береза. Зимой», «Моя береза. Весной», «Таня выбирает ёлку»,  А.Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино», братья Гримм «Сказка о заколдованном дереве», В.Бианки «Лесные происшествия: рассказы», «Лесная газета на каждый год, Осень - зима», Г. Скребицкий «Неведомые тропы: рассказы для детей», «Сказки следопыта», Сладков Н.И. «Азбука леса», Тихонов А.В. «Детская энциклопедия леса», Шим Эдуард «Лесные сказки» Заучивание стихов по теме проекта. Чтение загадок, пословиц и поговорок о деревьях.

Рассматривание картин: И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «В сосновом бору», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И.И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию.

Рисование и лепка: «Расписные ложки»,  «Матрёшки», «Узоры на досках», «Игрушки», «Сказочный лес», «Наши деревья», «Зимний лес».

Конструирование и аппликация: игры с деревянными конструкторами, постройка замков, домов, городов, выкладывание из деревянных палочек и пуговиц различных фигур, предметов, букв, цифр, игры с деревянными пуговицами, «Куклы» из деревянных лопаточек, «Самолёты», «Кораблики», изготовление бус, браслетов из деревянных бус.

Выжигание на досках.

Игры:

 

Дидактические игры: «Угадай дерево», «С какого дерева листок?», «Четвертый лишний», «Детки с какой ветки?», «Так бывает или нет?», «Подбери пару».

Словесные игры: «Опиши, я отгадаю» (дерево, деревянный музыкальный инструмент или игрушку),  «Один – много», «Назови ласково дерево», «Какой листок?»

Подвижные игры: «Поймай листок», «1,2,3 к дереву беги», «Найди пару»,

«Кто быстрее добежит через препятствие к дереву».

Игры с деревянными  музыкальными инструментами, пазлы, шахматы, шашки, дженга, танграм, русское лото, головоломки, конструкторы, «Подбери ключик», матрёшки, калейдоскоп.

Сбор материала для создания мини – музея: музыкальные инструменты (ложки, дудочки, ксилофон), шкатулки, матрёшки, расчёски, шахматы, шашки, пазлы, конструкторы, посуда (доски, скалки, ложки, туески, подставки), рамки, пуговицы, пирамидки, калейдоскопы, картины, ключницы, домино, лото, сувениры, книги, кормушки, счёты, спилы деревьев, сумочки, бусы, браслеты.

Создание тематических альбомов:  «Свойство и качество дерева», «Необычные дома из дерева», «Деревянные музыкальные инструменты», «Лесные жители».

Трудовая деятельность: уборка сломанных веток на участке,  уборка опавшей листвы, оказание помощи деревья в случае необходимости (подвязать сломанную ветку, полить деревья).

Опыты выявляющие свойства дерева – горит, плавает, лёгкое, можно покрасить, распилить, поцарапать, твёрдое.

Заключительный этап: создание мини - музея, экскурсии по мини - музею с выступлениями детей для детей других групп.

Итоги проекта:

Проект и создание мини-музея «Чудеса из дерева»,  вызвали интерес детей, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным, обогатили предметно-развивающую среду группы, привлекли к сотрудничеству родителей воспитанников, познакомили детей со свойствами дерева, как люди используют свойства дерева при изготовлении игрушек и других предметов. Дети стали бережнее относиться к деревьям, узнали о том, как можно ухаживать за ними, стали более самостоятельными и активными.  Наш мини-музей «Чудеса из дерева» – результат общения совместной работы педагогов, детей и их семей.

 

Литература

  1. Бианки В. Лесная газета на каждый года. Осень-зима. Издательство: АМФОРА, 2013.
  2.  Бианки В. Лесные происшествия: рассказы. Издательство: Стрекоза-Пресс, 2005.
  3. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.
  4. Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
  5. Катерина Антонова: Как зовут твоё дерево? Изд-во: «Абраказябра». 2021.
  6. Кевин Варвик: Деревья. Изд-во: «Эксмодетство», 2020.
  7. Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис - пресс, 2002.
  8. Натали Торджман: Деревья и кустарники. Изд-во: «Стрекоза», 2021.
  9. Оливье Таллек: Это МОЁ дерево, Изд-во: «Самокат», 2021.

10.Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.

11. Пимон М.Р. Жизнь леса: твоя первая энциклопедия Издательство: Махаон, 2007.

12. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

13. Соколов-Микитов И. Год в лесу: рассказы Издательство: Детская литература, 1984.

14. Скребицкий Г. Неведомые тропы: рассказы для детей. Издательство: Махаон, 2005.

15. Скребицкий Г. Сказки следопыта. Издательство: СТРЕКОЗА-ПРЕСС, 2003.

16. Сладков Н.И. Азбука леса: Рассказы, сказки, миниатюры. Издательство: Русич, 1998.

17. Тихонов А.В. Детская энциклопедия леса: научно-популярное издание для детей. Издательство: РОСМЭН, 2003.

18. Шим Эдуард. Лесные сказки. Издательство: Махаон, 2005.

19. Шим Эдуард. Жук на ниточке: рассказы и сказки Издательство: Махаон, 2014.